Примеры из судебной практики. Процедура оформления льготной пенсии через суд Споры по назначению льготной пенсии

Комментарий
к отдельным положениям постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30
«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»
(рассмотрение дел, связанных с досрочным назначением трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей)

11 декабря 2012 года было принято постановление Пленума Верховного суда РФ от №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (официально опубликовано в «Российской газете» №295 от 21.12.2012 и «Бюллетене Верховного суда РФ» №2, февраль 2013 года).
В связи с этим признано утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Роль разъяснений Пленума Верховного суда РФ в обеспечении единства судебной практики и защиты прав человека очень важна, поскольку законодательство значительно изменяется и усложняется, сфера его действия расширяется, в связи с чем в судебной практике возникают новые, все более сложные вопросы, требующие правильного разрешения.
Считаем важным обратить внимание на отдельные положения данного постановления и прокомментировать их.
Так, в пункте 13 постановления Пленума Верховного суда РФ разъяснено, что трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона №173‑ФЗ (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет), назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 этого закона.
В соответствии со статьями 27 и 27.1 названного закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.
Учитывая, что право лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрено подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», руководствуясь вышеуказанными разъяснениями Верховного суда РФ, можно сделать однозначный вывод о том, что право на досрочное назначение пенсии в данном случае связано с работой в неблагоприятных условиях труда.
Очевидно, что такие разъяснения даны Пленумом Верховного суда по итогам анализа судебной практики, в том числе с учетом позиций, изложенных в постановлениях Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости имеют не все педагогические работники. Основываясь на анализе объективных данных (оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения), Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий, исключило отдельные должности из категории должностей, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Следует отметить, что неоднократно в заседаниях Верховного суда РФ по делам об обжаловании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы досрочного пенсионного обеспечения, представители Правительства РФ обосновывали свои доводы о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что труд педагогического работника имеет свои особенности, которые могут отразиться на состоянии его здоровья, и именно поэтому Правительство РФ в связи с установлением объективных критериев оценки характера труда, в той или иной должности и его условий, в зависимости от вида и профиля соответствующего учреждения утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного суда РФ указаны нормативные акты, применяемые в настоящее время при исчислении стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии:
Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (в редакции постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года №449);
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (в редакции постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 года №449).
Кроме того, Верховный суд РФ разъяснил, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности и позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В связи с внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения застрахованных лиц, и возникшими у судов вопросами Пленум Верховного суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики в пункте 15 своего постановления указал, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т. п.), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона №173‑ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона №173‑ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Внимание судов было обращено на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона №173‑ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т. п.).
В пункте 16 постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173‑ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т. п.).
В отличие от разъяснений по такому же вопросу, которые давались ранее в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 №25, в своем новом постановлении Пленум дополнил свои разъяснения положением о том, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Очевидно, что такое разъяснение дано по итогам обобщения сложившейся судебной практики. Собственно, той же позиции придерживался Верховный суд РФ, приводя свою позицию об установлении тождественности различных должностей в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г.» (утвержден постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года). В разделе «Судебная практика по гражданским делам. Производство по делам, возникающим из трудовых и социальных правоотношений» в пункте 5 приведена позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации по делу от 19 ноября 2009 г. №16‑В09-15.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067, отсутствует должность «руководитель кружка».
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 г. №21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067, а позднее - в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.
Вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. №367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранена и прежняя должность «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».
С учетом изложенного Верховный суд РФ делал вывод о том, что включение в специальный стаж работы периода работы в должности руководителя кружка является незаконным.
Теперь разъяснение, данное в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, для судов однозначно указывает, что вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей, которые не содержатся в нормативных правовых актах.
Необходимо обратить внимание на новое разъяснение, которое дано в пункте 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации. При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173‑ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173‑ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
С точки зрения буквального толкования норм закона, применяемых при определении права педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, такая позиция абсолютно обоснована и логична.
Вместе с тем представляется, что такое разъяснение Верховного суда РФ может стать серьезным препятствием при принятии решений судами общей юрисдикции по делам об обжаловании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, об отказе в зачете в стаж, учитываемый для досрочного назначения трудовой пенсии, периодов работы в автономных некоммерческих организациях, в частности в дошкольных образовательных организациях, которые ранее были учреждениями, а затем были преобразованы в АНО. В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Тюменской области) за последние годы стала складываться судебная практика по таким делам о включении в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периода работы, когда детский сад являлся автономной некоммерческой организацией. При этом решения судов были фактически основаны на учете особенностей выполняемой педагогическими работниками работы, а также профиля организации, в которой по-прежнему осуществлялась их трудовая деятельность.
В указанном пункте постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации определено, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить только тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации еще раз обращено внимание судов на то, что, разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173‑ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года №319‑ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.
В силу подпункта «в» пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше Списка, имевшая место после 1 ноября 1999 года, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичное правило применяется и к случаям работы в детских садах, садах-яслях, детских яслях, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в числе которых директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего) в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 1 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы (независимо от ее продолжительности) в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года (пункт 12 Правил). При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и от 1 февраля 2001 года №79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067» включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
По сути, Верховный суд РФ указал на условия, которые предусмотрены вышеуказанными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
В данном случае приходится констатировать, что те педагогические работники, которые работали в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования и имели на 1 января 2001 года стаж не менее 16 лет 8 месяцев, фактически уже воспользовались своим правом на досрочное назначение пенсии до 2009 года. В настоящее время эта категория работников фактически не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, так как не может быть выполнено условие о наличии у них на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации разъяснено, что согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 27 постановления Пленума указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По сравнению с ранее действовавшим разъяснением, содержавшимся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 №25, Верховный суд указал судам на необходимость учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Это разъяснение Верховного суда очень важно, так как подтверждено сложившейся обширной судебной практикой.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 г.) женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 г. внесено изменение в статью 167 КЗоТ РФ, которое исключило возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Судебная практика свидетельствует о том, что суды, руководствуясь общеправовым принципом - «закон обратной силы не имеет», обязывают органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, включать в стаж работы, учитываемый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком, предоставленных до 6 октября 1992 года, поскольку до этого времени никаких ограничений по включению этих периодов в стаж для назначения пенсии независимо от ее вида установлено не было.
Очевидно, что разъяснение, данное Верховным судом РФ, будет способствовать единообразному применению законодательства.
Статьей 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность компенсации гражданину причиненного морального вреда (то есть физических или нравственных страданий). В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В связи с этим в п. 32 Постановления отмечается, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Таким образом, Верховный суд РФ однозначно разъяснил, что требования граждан о компенсации морального вреда вследствие нарушения их пенсионных прав не подлежат удовлетворению.
В пункте 32 Верховный суд РФ обратил внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173‑ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона №173‑ФЗ).
В пункте 33 постановления Пленума указано, что при отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии судам следует учитывать, что поворот исполнения решения суда не допускается, за исключением случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Очевидно, что такое разъяснение дано исходя из положений норм главы 60 Гражданского кодекса РФ, устанавливающего обязанность возвратить неосновательное обогащение (т.е. лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество). Однако, как предусмотрено ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения в том числе пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Следует отметить, что постановления Пленума по своему характеру являются юридическими актами Верховного суда Российской Федерации и по своей правовой природе не содержат норм права. Верховный суд РФ не правомочен устанавливать новые юридические предписания, а может лишь толковать уже действующие правовые установления. Однако постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации по вопросам судебной практики имеют большое практическое значение для судов при применении законодательства.
Вместе с тем представляется справедливой и заслуживающей внимания позиция М.В.Баглая, который отмечает следующее: «Разъяснения, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации дает Верховный суд Российской Федерации, безусловно, важны для обобщения судебной практики и, следовательно, для единообразия применения законов. Но объять всю разнообразную практику (даже в пределах законности) все же невозможно. И независимость суда - гораздо более важная ценность правосудия, чем возможные редкие отклонения от общего правила».

Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги - работай, не хочешь - до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров - военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС - уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас - ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина - несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 - «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части - должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(!!!). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности - Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример - положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание - отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности - при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано - ни советом, ни документами, словом - никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит - никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь - советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь.

Вопрос:

Подскажите, пожалуйста, стаж санитарки операционной учитывается для льготной пенсии?

Из письма:

В соответствии с действующим законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни видов деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к "непосредственному обслуживанию больных".

Ответ:

Должность «санитарки палатной» относится к младшему медицинскому персоналу.

Как указывалось выше, для включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в должности «санитарки палатной» необходимо подтверждение постоянной занятости непосредственно обслуживанием инфекционных больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

По гражданскому делу № 2-1183-2007 суд для установления факта занятости истца по непосредственному обслуживанию инфекционных больниц исследовал: приказы о принятии истца на работу, переводе, принятии истца по совместительству, об увольнении; сведения расчетно-табельных ведомостей за июнь и июль 1972 года, где указывалось ставка истца, отработанное количество истцов, размер заработной платы.

Из анализа указанных доказательств, суд пришел к выводу, что работа оплачивалась за отработанное количество часов, что истец в спорный период работы была занята выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» не менее 80% рабочего времени. Вследствие чего исковые требования судом удовлетворены.

Вопрос:

Правомерен ли отказ в назначении пенсии лицам, осуществляющим деятельность по охране здоровья населения?

Ответ:

В соответствии с Постановлением Конституционного суда от 3 июня 2004г. положения пенсионного законодательства в равной степени распространяются на лиц, которые осуществляют деятельность по охране здоровья населения и лиц. Таким образом, была поставлена точка в одном из самых спорных вопросов назначения льготной пенсии.

Не все лица, занятые в системе здравоохранения имеют право на льготную пенсию, а только те, которые: перечислены в соответствующих Списках, установленных Правительством и только в том случае, если они осуществляли свою деятельность в соответствующих учреждениях или структурных подразделениях. Следовательно, если Вы не подпадаете под указанный список или работаете в учреждении, которое не значится в Списке, то не имеете права на данную пенсию. Но, следует различать более частую ситуацию, когда в трудовой книжке сделана неправильная запись о Вашей должности или учреждении, в котором Вы работаете. В этом случае на совершенно законных основаниях работники пенсионного органа откажут Вам в назначении пенсии, поскольку имеется несовпадение наименования Вашей должности, записанной в трудовой книжке той, которая проименована в Списке.

Таким образом, с формальной точки зрения, отказ в назначении пенсии будет правомерен, но с фактической - нет.

Каким образом в данной ситуации можно защитить свои права? Есть два варианта. Первый, о котором не все помнят, связан с внесением изменений в трудовую книжку. Закон позволяет это сделать в случае неправильной записи. Для этого Вам необходимо обратиться в отдел кадров Вашей организации. Зачастую инспектора отдела кадров отказывают внести исправление, мотивируя это тем, что с момента первой записи прошло много времени. Но закон не содержит привязки к сроку, прошедшему после внесения неправильной записи. Следовательно, Вы можете настаивать на своем. Второй вариант, связан с оспариванием отказа пенсионных органов в назначении льготной пенсии путем подачи искового заявления. Такой отказ пенсионных органов Вам следует оспорить в суде путем подачи соответствующего иска. Единственное препятствие, которое может возникнуть в данной ситуации - это Ваше нежелание защитить свои права. Еще одной причиной отказа в назначении льготной пенсии может являться и отсутствие справки, подтверждающей стаж на соответствующих видах работ или отсутствие необходимых сведений в ней, так как в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, медицинским работникам необходимо в обязательном порядке представлять такой документ в пенсионные органы. Здесь также имеются свои «подводные камни». Зачастую возникает ситуация, когда организация, в которой Вы работали, прекратила свою деятельность. Следовательно, необходимую справку Вы взять не сможете. В этом случае нужно оформить запрос в архивные органы о Вашей прошлой работе. В последующем, предоставленная архивом информация позволит подтвердить, что Вы действительно работали на соответствующей должности и в соответствующей организации. Но, правда, полученный ответ на запрос придется представить не только в пенсионные органы, но и в суд, поскольку необходимой справки Вы так и не представили.

Реже возникает ситуация, когда работодатель не выражает желания помочь своему работнику в оформлении документов, необходимых для назначения льготной пенсии. Причиной этого может быть как полное безразличие к судьбе работника, так и личная неприязнь к нему. В подобных случаях работник остается один на один не только с пенсионными органами, но и с работодателем. И здесь не лишним будет обратиться к квалифицированным специалистам, которые помогут разрешить подобные ситуации. Правда, в этом случае, единственным органом, который может восстановить Ваши нарушенные пенсионные права, будет суд.

Годяев С.В. обратился в Алатырский районный суд ЧР с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе ЧР - Чувашии о признании права на досрочную пенсию по старости, включении в специальный стаж периодов работы обосновал тем, что 5 августа 2009 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии ранее достижения возраста 60 лет. Решением комиссии по пенсионным вопросам УПФ РФ г. Алатырь и Алатырском районе по ЧР № 97 от 14 августа 2009 года ему было отказано в назначении пенсии с 5 августа 2009 года в связи с отсутствием требуемого 30 - летнего специального стажа. Согласно решению указанной комиссии период работы с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года (9 лет 8 месяцев 11 дней) в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ засчитан календарно. Не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года (1 месяц 1 день), с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года (1 месяц 1 день).

Просит признать за ним право на досрочную пенсию, включив указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Обязать ответчика выплачивать ему пенсию с момента обращения за её назначением, с 5 августа 2009 года.

Алатырским районным судом ЧР 15 сентября 2009 года вынесено решение, согласно которому исковые требования Годяева С.В. удовлетворены по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, вступившего в силу 01 января 2002 года, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Пункт 3 ст. 1 Закона устанавливает, что в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

Согласно подпункту 20 п. 1 ст. 27 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, пенсия назначается независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 Закона установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которое применяется при исчислении выслуги к периодам работы начиная с 1 ноября 1999 года по 28 октября 2002 года. В соответствии с данным Списком работа в должности медсестры - анестезиста засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с под. 11 п.1 ст. 28 Закона, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность.

Пунктом «б» ч.5 вышеуказанных правил установлено, что периоды работы в отделении (группе, палате, выездной бригаде скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, засчитываются в стаж работы в льготном исчислении.

Согласно решению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии от 14 августа 2009 года на день обращения к ответчику за назначением пенсии на льготных основаниях фактическая продолжительность специального медицинского стажа Годяева С.В. составляет 24 года 10 месяцев 27 дней. В спецстаж не включены периоды работы с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года (1 месяц 1 день), с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года (1 месяц 1 день) - период нахождения на курсах повышения квалификации. Период работы с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года (9 лет 8 месяцев 11 дней) в должности медбрата анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ засчитан в специальный стаж календарно.

Согласно уточняющей справке № 36 от 3 августа 2009 года, сведениям трудовой книжки, Годяев С.В. с 3 августа 1989 года работал в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской центральной районной больницы. С 13 апреля 1999 года работает в должности медсестры (медбрата) - анестезиста отделения анестезиологии и реанимации Алатырской центральной районной больницы по настоящее время; с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года, с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года находился на курсах повышения квалификации.

Период работы истца с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ (14 лет 5 месяцев 16 дней засчитан в специальный стаж календарно, а не в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев), этот расчет ответчиком обоснован тем, что согласно ч.2 п.2 Постановления № 464 льготное исчисление сроков выслуги производится только среднему медицинскому персоналу отделений анестезиологии - реанимации, однако в справке уточняющей периоды работы истца указано, что 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года он работал в должности медсестры (медбрата)- анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ, указанным Постановлением не предусмотрено льготное исчисление периодов работы в реанимационном отделении, при подсчете специального стажа не может быть применен льготный порядок исчисления.

Между тем, в судебном заседании установлено, что запись № 1 в трудовой книжке Годяева С.В. о принятии его на работу в реанимационное отделение признана недействительной, в связи с чем следует считать его работающим в отделении анестезии и реанимации. Указанное уточнение соответствует приказу № 106 по Алатырской центральной районной больнице от 13 октября 1987 года, из которого следует, что с 13 октября 1987 года в хирургическом корпусе открыто два отделения - детское хирургическое и отделение анестезии и реанимации, последнее под заведованием Крупина В.Я.. Годяев С.В. подтвердил, что именно в этом отделении он работал с момента принятия на работу в 1989 году.

Представителем ответчика не оспаривается тождественность понятий медсестра - медбрат, отделение анестезиологии реанимации - отделение анестезии реанимации.

Таким образом, уточняющая справка работодателя № 36 от 3 августа 2009 года о периоде работы Годяева С.В. с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года в реанимационном отделении, не соответствует действительности.

В связи с изложенным, период работы истца с 3 августа 1989 года по 12 апреля 1999 года в должности медбрата - анестезиста реанимационного отделения Алатырской ЦРБ (14 лет 5 месяцев 16 дней) необходимо зачесть в специальный стаж в льготном исчислении, то есть из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя зарплата.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что повышение квалификации для указанной категории работников в силу специальных нормативных актов является обязательным условием выполнения работы, истец находился на курсах повышения квалификации с 26 ноября 2001 года по 26 декабря 2001 года и с 10 января 2007 года по 10 февраля 2007 года, в период выполнения работы медсестры (медбрата) - анестезистки отделения анестезиологии - реанимации МУ «ЦРБ Алатырского района», указанные периоды работы бесспорно включены ответчиком в специальный стаж Годяева С.В. в льготном исчислении, то есть из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев, время нахождения на курсах повышения квалификации истца также необходимо зачесть в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев).

С учетом подлежащих включению периодов работы, специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию у Годяева С.В. на день обращения за пенсией - 5 августа 2009 года составляет более 30 лет.

Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на неё.

Годяев С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР 5 августа 2009 года, его требования об обязывании начисления пенсии с указанной даты подлежат удовлетворению.

Все граждане РФ, вне зависимости от наличия или же отсутствия трудового стажа, в обязательном порядке получают пенсию. Величина её зависит от различных факторов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процесс формирования закреплен на законодательном уровне. Важно отметить, что сегодня пенсионные начисления могут быть получены разными способами.

Стоит отметить лишь, что нередко ПФР различными способами осуществляет нарушение законодательства.

Для разрешения подобной ситуации нужно будет обращаться к начальнику отделения ПФР в конкретном регионе.

Но стоит помнить, что не всегда удается урегулировать вопрос мирным путем. В таком случае решением может стать обращение в суд.

Но следует помнить, что судебные разбирательства достаточно часто занимают много времени и средств.

Особенно если это споры с пенсионным фондом. Лучшее решение — получить предварительную юридическую консультацию.

Основные моменты

Сегодня на территории Российской Федерации действует специальная система пенсионных накоплений – она позволяет работающим гражданам по достижении определенного возраста получать особые выплаты от государства.

При этом сами пенсии бывают нескольких различных видов:

  • по инвалидности;
  • по старости;
  • назначающиеся в случае потери кормильца.

Процесс формирования каждой отдельной пенсии существенно отличается от остальных. Аналогичным образом обстоят дела с её величиной.

Выплаты пенсии могут осуществляться различными способами:

  • единовременно – одним платежом (возможно лишь в некоторых особых случаях);
  • ежемесячно.

При вычислении величины пенсии она начисляется в специальных пенсионных баллах. Стоимость каждого ежегодно индексируется.

Это один из способов поддержания размера пенсионных отчислений на одном уровне с величиной инфляции.

Для граждан, пенсия которых начала формироваться до введения бальной системы, вся сумма конвертирована в балы без каких-либо потерь.

Что это такое

Право на получение соответствующей пенсии возникают при выполнении следующих условий:

Наиболее существенным фактором, оказывающим максимальное влияние на размер начислений, является именно количество таких баллов.

Оно зависит от двух наиболее существенных факторов:

  • суммарного количества всех начисленных взносов со стороны работодателя конкретного пенсионера;
  • длительности официального трудового стажа.

При этом количество, необходимое для начисления пенсии, с каждым годом будет все больше возрастать:

2016 год Не менее 7.8
2021 год Не менее 10

Гражданину, планирующему получение пенсии, стоит заранее ознакомиться с необходимым количеством таких баллов для получения пенсии.

Это позволит самостоятельно и заранее подсчитать величину своей будущей пенсии. Существенную роль в формировании пенсионного обеспечения играет выбранный тип.

Например, если формируется только лишь страховая часть, то максимальное количество баллов в течение одного года будет составлять всего 10. Все взносы будут использованы ПФР для формирования страховой части.

На что обратить внимание

Если же официально трудоустроенный гражданин самостоятельно выбрал формирование одновременно двух видов пенсионного обеспечения (страховой, накопительной), то максимальное количество баллов в год будет составлять 6.25.

Причиной тому является отчисление 27.5% суммы взносов страхового типа в пользу накоплений пенсионного типа.

Важным фактором при формировании пенсии является год рождения будущего пенсионера. Если гражданин родился в 1967 году или же позднее, то он может в любой момент выбрать вариант пенсионного обеспечения.

Например, отказаться от формирования накопительной. При этом 6% взносов страхового характера будут отправлены в пользу пенсии страхового типа.

Гражданам обозначенного выше года рождения пенсионные страховые взносы будут начисляться с 01.01.15 г.

С момента первого начисления в течение последующих 5 лет можно будет выбрать соответствующее пенсионное обеспечение.

Если по какой-то причине гражданин не достиг 23 лет к этому моменту, то данный период будет увеличен на количество времени до момента достижения данного возраста.

При осуществлении выбора в пользу какого-либо определенного варианта пенсионного обеспечения необходимо учитывать, что страховая часть будет постоянно увеличиваться за счет ежегодных индексаций.

Причем процесс данный гарантируется политикой государства. Накопительной частью управляют специальные компании – негосударственные пенсионные фонды .

Размер данной составной части пенсии в первую очередь зависит от удачности выбранного инвестиционного портфеля. Но при этом будущему пенсионеру не стоит беспокоиться.

В обязательном порядке осуществляется страхование данной части пенсии. Получение её менее установленной в законодательстве величины будет попросту невозможно.

Для лиц, которые старше 1967 года рождения, возможность выбора варианта пенсионного обеспечения попросту отсутствует.

Сумма начислений может рассчитываться следующим образом — суммарное количество пенсионных баллов × стоимость 1-го пенсионного балла в текущем периоде + фиксированная сумма;

SP=IPK×SIPK+FV, где

На 2016 год для следующих переменных установленные денежные эквиваленты:

Следует учитывать, что при формировании выплаты в обязательном порядке учитывается стоимость балла за каждый отдельный год.

Например, в 2016 году формула для начисления будет выглядеть следующим образом:

IPK×74.2+4 558

  • инвалиды 1 группы;
  • лица, возраст которых составляет более 80 лет;
  • имеющие определенный стаж или же постоянно проживающие в условиях Крайнего Севера, приравненных к нему районах.

Применяется какая-либо фиксированная выплата или же специальный повышающий коэффициент. Также его называют «северным».

Действующие нормативы

Сегодня узнать, как формируется собственная пенсия, можно различными способами:

Максимально подробно с пояснениями узнать, как формируется определенная пенсия, можно в ближайшем отделении ПФР.

Сотрудники данного учреждения обязаны предоставлять максимально подробную информацию по этому поводу всем обратившимся гражданам РФ. При самостоятельном вычислении велика вероятность допущения каких-либо ошибок.

Порядок разрешения споров по пенсионным вопросам

Судебные решения по пенсионным спорам достаточно сложны, не всегда однозначны. Именно поэтому нужно предварительно проработать все основные нюансы.

Составление иска — один из основных этапов процедуры разбирательства. Обжалование также должно осуществляться в рамках законодательных норм.

Важно также убедиться в том, что в наличии имеются все необходимые в таком случае документы. Судебные разбирательства, связанные с пенсиями, также сложны, как и земельные.

Подача апелляционной жалобы

Алгоритм подачи апелляции на решение суда стандартный. Включает этапы:

  • подготовка необходимых документов;
  • оплата государственной пошлины;
  • составление самой апелляции;
  • подача документов в суд и назначение судебного заседания.

Срок исковой давности

Стоит помнить, что установлен определенный срок исковой давности по судебным делам. Стандартный срок по таковым делам составляет 3 года.

Данный момент регулируется ст.№196 ГК РФ. Также предварительно по поводу сроков стоит ознакомиться со следующими нормативными документами:

  • ст.№245-250 ГПК РФ;
  • ст.№254-258 ГПК РФ.

Размер госпошлины

Размер государственной пошлины в случае, если рассматриваться будет дело о вынесении решения Пенсионным фондом РФ, будет зависеть от суммы иска.

Судебная практика

Решение №33-12117/2017 от 11.09.17 г. по делу №33-12117/2017. Гражданин П. подал иск о назначении пенсии ему с возраста 60 лет — по причине наработки горячего стажа.

Суд же счел, что ПФР правомерно отказал в предоставлении пенсии с 60 лет. Так как пенсионный возраст наступает в случае с мужчиной только с 65 лет, при этом горячий стаж фактически отсутствует.

Видео: опытные юристы об урегулировании разногласий

В связи с большим количеством нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение, и часто меняющимся в нашей стране законодательством, разобраться в пенсионных правах простому человеку бывает непросто. Довольно часто Пенсионный фонд отказывает в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не включая в льготный стаж определенные периоды работы.

Причиной отказа в назначении льготной пенсии может быть формальное не соответствие профессии или должности, указанной в трудовой книжке соответствующему наименованию в списках профессий, работ, производств, должностей, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия. Примеров множество: списком предусмотрена профессия монтажника по монтажу ж/б конструкций, в трудовой книжке указано "монтажник ж/б конструкций" – слова "по монтажу" отсутствуют; работник фактически работает каменщиком в постоянно действующей бригаде каменщиков, в трудовой книжке указана профессия каменщика – монтажника; вместо варщика асфальтовой массы указана профессия оператора и т.д.

Подтвердить в подобных случаях специальный стаж работы довольно сложно. Доказательством выполнения определенной трудовой функции могут служить справки от организации о характере работы, выписки из приказов, лицевых счетов и другие документы, в которых содержится указание на выполняемые вами работы или занимаемую должность, а с января 2002 года работодатель обязан указывать код льготы профессии или должности в сведениях, подаваемых в пенсионный фонд. Не стоит также игнорировать наименование и описание профессии, установленное различными квалификационными справочниками. Ст. 57 Закона РФ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ": если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот, то их наименование и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках. Любые другие наименования, придуманные работодателем, являются ненормативными.

На практике нередко приходится обращаться в суд с исковым заявлением о включении указанных периодов в специальный стаж. Так, решением Советского районного суда г. Омска включены в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Правительства 1991 года периоды работы в должности каменщика-монтажника, Управление Пенсионного фонда обязано назначить и выплачивать пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения. И таких примеров довольно много.

В каждом конкретном случае вопрос о назначении льготной пенсии решается индивидуально, на что указывается и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005г: судам необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Подсчет льготного стажа

Другая причина отказа - изменился порядок подсчета льготного стажа. Конституционный Суд РФ неоднократно признавал не соответствующими Конституции нормы, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством (постановления от 16 октября 1995 г. по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", определение от 5 ноября 2002г. о проверке конституционности п. "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РФ " О государственных пенсиях в РФ").

Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом должен применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона. В настоящее время периоды работы, дающие право на досрочную пенсию, засчитываются в стаж в календарном порядке. Однако если необходимый стаж выработан до 2002 года, должен применяться действовавший на тот период порядок его подсчета. Так, по ранее действовавшему законодательству полный навигационный период на водном транспорте исчислялся в льготном порядке - за год работы. На этом основании Ленинским районным судом г. Омска признано право на досрочную пенсию машинистам, работающим в плавсоставе на судах речного пароходства с льготным порядком исчисления соответствующего стажа работы.

Порядок подачи заявления в Пенсионный фонд

Управление Пенсионного фонда по месту жительства обязано принять заявление о назначении трудовой пенсии соответствующего вида – по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, независимо от того, с какими документами Вы пришли и имеете ли Вы вообще право на получение пенсии. Все эти вопросы должны решаться после подачи заявления: Вам указывают недостающие документы и предоставляют срок, в течение которого они должны поступить в Пенсионный фонд. Решение о выплате пенсии или об отказе принимается в течение двух месяцев с момента подачи заявления.

Распространенный случай – Вас отправляют "домой", даже не принимая заявления о назначении пенсии, на словах мотивируя тем, что права на нее Вы не имеете. Сразу отметим, что эти действия незаконны и нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Впоследствии складывается ситуация, что такое доверие устному объяснению специалиста Пенсионного фонда и несвоевременное обращение за юридической помощью лишает человека возможности получать честно заработанную пенсию в течение нескольких лет.

В соответствие с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд. Днем обращения считается день подачи заявления с необходимыми документами в Пенсионный фонд. Таким образом, если момент возникновения права на пенсию и момент подачи заявления о ее назначении по времени не совпадают, Вы теряете право требовать в суде выплаты пенсии за период до момента подачи соответствующего заявления.