Временное правительство россии. Введение Временное правительство в советском государстве

Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Февральскую революцию как буржуазно-демократическую . При этом господствующим стал тезис о том, что Временное правительство не смогло предложить стране четкой концепции реформ и не решило задач демократического преобразования России. Современная историография ставит под сомнение постулаты о закономерности и спасительности Октябрьской революции. Распространенным стало представление о том, что с февраля по октябрь 1917 года впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство. Февральская революция, приведшая к падению самодержавия, была воспринята широкими общественными кругами как общенациональная демократическая. Это означало, по словам П.Н.Милюкова, что “она объединяет в себе все классы и все общественные группы и ставит перед собою задачи, которые должен осуществить весь народ” (Орлов А.С. «История России», Москва 2001г). Возникшее в обществе чувство гражданской гордости и социального оптимизма проявилось в выступлениях государственных и общественных деятелей, призывавших забыть разногласия и объединить все “живые силы” страны во имя новой свободной России.

Глава 1. Временное правительство и его учреждения.

1. Процесс формирования Временного правительства.

Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство. 27 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов, издавший 1 марта «Приказ №1», который упразднял дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В Совет вошли представители различных политических партий.

Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она самонераспустилась. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. начал формировать Временное правительство. Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета. Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так же застрял по дороге (в Пскове, в ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского). 2 марта 1917г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату - Михаилу Александровичу. 3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.

Реальная власть в стране сосредоточилась в руках Совета рабочих и крестьянских депутатов (в Совет входило 850 рабочих и около 2000 солдат). Волна революционных выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско - эсеровские настроения и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно (правительство) должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия (полиция), позднее - милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен восьми часовой рабочий день.

Первый состав Временного правительства: председатель - князь Львов, министр иностранных дел - лидер партии кадетов Милюков, министр сельского хозяйства - Шингарёв (член ЦК партии кадетов), министр обороны - октябрист Гучков, министр финансов - сахоропроизводитель Терещенко, министр путей сообщения - кадет Некрасов.

По просьбе Милюкова было объявлено, что Временное правительство создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он – Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы.

Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти и Петроградским Советом, олицетворяющим революционную законность. Принять окончательное решение об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе равных всеобщих и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть. (Полунов А.Ю., Терещенко Ю.А. “Основы курса истории России”. Москва 2001г.)

6 марта 1917 г . была провозглашена декларация Временного правительства. В ней говорилось о необходимости вести войну, о наведении порядка в стране, о созыве Учредительного собрания после победы над Германией, о реформах, согласно решению Учредительного собрания, о введении в стране гражданских свобод, об амнистии политических заключённых (под амнистию попало много уголовников), об отмене смертной казни, о прекращение всякой сословной, религиозной, национальной дискриминации, о признание права на автономию Польши и Финляндии. 1 . Не произошло объявление России республикой (это состоялось лишь в сентябре 1917г). Была введена хлебная монополия, из-за чего цены на хлеб резко выросли в среднем на 60 %. Провозгласили независимость Украина, Кавказ, Урал, Латвия, Литва. Женщинам - мусульманкам давалась политическая свобода.

        Задачи партий : Кадеты поставили задачу европеизации России, путём создания сильной государственной власти. Они считали, что главную роль в стране должна играть буржуазия, и настаивали на необходимости победить в войне. По их мнению, именно победа должна объединить страну. А все вопросы нужно решать после победы. Меньшевики провозглашали власть как всенародную, общенациональную и общеклассовую. Главное - создать власть, опираясь на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии. Эсеры: Правые эсеры. Взгляды правых эсеров практически не отличались от взглядов меньшевиков. Эсеры центра. Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали, что февральская революция - апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ. По этому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств на местах стала милиция.

Однако первоочередным для новой власти представлялись задачи связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира.

Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

Временное правительство объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено “не насилие и принуждение, а повиновение свободных граждан созданной ими самими власти”. Для этого правительство способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего класса, сообразующего свои требования с государственными интересами.

В 1917г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выбор в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки (17 сентября - выборы, 30 сентября - созыв Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

После свержения самодержавия и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской действительности - вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

Временное правительство заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений и т.д. Однако окончательное решение этих и других жизненно важных вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Внутриполитический курс Временного правительства оказался противоречивым, непоследовательным. Сохранялись все основные органы центрального и местного управления (министерства, городские думы, земства). В то же время губернаторы заменялись комиссарами Временного правительства, упразднялась царская полиция, создавались новые органы правопорядка - милиция. Была создана Чрезвычайная комиссия для расследования деятельности высших чиновников старого режима. Принятие закона о введение 8-часового рабочего дня откладывалось до окончания войны. В аграрной сфере началась подготовка реформы, однако ее проведение затягивалось. Более того, правительство активно выступало против захвата крестьянами помещичьей земли и использовало войска для подавления их выступлений. Народу предлагалось довести войну до победоносного конца. Генералитет, промышленные круги, интересы которых выражала партия кадетов, вобравшая в себя к этому времени остатки распавшихся праволиберальных и монархических партий, не хотели упускать тех возможных выгод, которые могли получить страны- победительницы. Ожидалось, что победоносное окончание войны снимет многие политические и экономические проблемы. Временное правительство игнорировало тот очевидный факт, что для России военно-политическое напряжение достигло запредельной черты. Все это в совокупности привело Временное правительство к трем кризисам.

  • В феврале 1917 года в Российской империи уже порядком измученной первой мировой войной грянула Февральская революция, результатом которой стало падение царского самодержавия. Последний из династии Романовых, русский царь Николай ІІ отрекся от престола. В стране же образовалось двоевластие: с одной стороны Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, хотя и обладал массовой поддержкой, в том числе и со стороны солдат, не стал брать власть в свои руки. Поэтому и было образовано так званное Временное правительство, ставшее высшим государственным органом в стране. Хотя ситуация была очень не стабильной, Временной правительство не обладало всей полнотой власти, чем впоследствии воспользовались большевики во главе с Лениным и Троцким, совершим еще одну Октябрьскую революцию в том же беспокойном 1917 году (попутно расстреляв царскую семью), но это уже другая история. В нашей же сегодняшней статье мы разберем деятельность Временного правительства и его значение для истории.

    История создания Временного правительства

    К концу февраля 1917 года царским указом была распущена Государственная Дума, вместо нее в здании Таврического дворца, где заседала Дума, был образован Временный комитет во главе с октябристом Родзянко. Этот комитет взял на себя задачу восстановления общественного порядка в стране. Однако Временный комитет не обладал всей полнотой власти, поскольку многие мятежные солдаты и рабочие склонялись к поддержке Петроградского совета, стоявшего на более радикальных «левых» идеях.

    2 марта 1917 года Николай ІІ добровольно отрекся от престола, и на базе Временного комитета было образовано Временное правительство, стремившееся пойти по пути парламентаризма и построения в стране капиталистической либеральной демократии, по примеру союзной Англии и Франции.

    Но увы, большой популярностью в то время пользовался Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, преследовавший цель установления прямой «революционной власти трудящих». Как бы там ни было, с февраля по октябрь 1917 года оба этих органа, и Временное правительство и Петроградский совет работали в параллельном режиме, а в стране было подлинное двоевластие (вылившееся впоследствии в гражданскую войну).

    Контроль над работой Временного правительства осуществляли и так званые советы – стихийные органы народного самоуправления, имевшие большую популярность в 1917 году.

    Состав Временного правительства

    Первый состав Временного правительства почти полностью повторял устройство правительства при царе: в него вошли представители буржуазного сословия и крупных помещиков. Вместе с этим было образовано 11 министерств, а само Временное правительство было возглавлено князем Георгием Львовом.

    Хотя управленцы от Временного правительства пытались сохранить былой царский государственный аппарат, в него все больше входило представителей советов и профсоюзов.

    Деятельность Временного правительства

    Основные направления деятельности Временного правительства это шаги, призванные привести страну к построению демократического общества:

    • Декларирование демократических прав и свобод каждого человека, отказ от применения смертной казни, амнистия политическим заключенным, предоставления женщинам равных прав с мужчинами (интересный факт: на начало правления Николая ІІ только 10% женщин были грамотными).
    • Отмена монархии, провозглашение республики, преобразование органов власти, создание независимых судов и судей, всеобщие выборы в Учредительное собрание.
    • Принятие восьмичасового рабочего дня и повышения зарплаты рабочим на 20-30%.
    • Передача земли в пользование гражданам, обрабатывающим ее.

    В принципе это были неплохи шаги, призванные превратить Россию из отсталой аграрной державы в процветающую западную демократию по примеру тех же Англии и Франции. Введение трудового законодательства, независимости судовой власти, равных прав женщин наравне с мужчинами, доступ к всеобщему образованию, без этих шагов не возможно было бы построить нормальную страну. Но увы, воплотить свои замысли в жизнь Временное правительство не успело.

    Частично виной этому была неудачная деятельность относительно внешней политики – Временное правительство обязалось соблюдать все договоренности со странами Антанты и довести участие в первой мировой войны до победного конца. Тем временем сил на войну уже не оставалось. Целые армии отказывались выполнять приказы своих командиров и дезертировали (а в некоторых местах даже братались с врагами), в обществе все больше нарастало недовольство войной, и не желавшее ее прекратить Временное правительство в свое очередь также ставало объектом этого недовольства.

    Июльский кризис

    Особенно катастрофическим стало положение в июле 1917 года – полный провал на фронте. Не лучше обстояли дела и в экономике. В результате глава Временного правительства Георгий Львов ушел в отставку, а на его место был назначен тогдашний военный и морской министр Александр Керенский.

    С приходом Керенского Временное правительство начало проводить более жесткую политику, в том числе и по отношению к большевикам. Даже было принято постановление об аресте Ленина. Большевики же в ответ начали планировать свой вооруженный переворот.

    Крах Временного правительства

    В ночь на 26 октября начался вооруженный большевистский переворот, которые позднее советские историки назовут Октябрьской революцией. Результатом этого переворота стало свержение Временного правительства, все члены которого за исключением Керенского были арестованы большевиками и начало гражданской войны между «белыми» (сторонниками свергнутого Временного правительства) и «красными» (сторонниками большевиков). Как мы знаем, победили «красные» в стране на долгих 70 лет установилась социалистическая коммунистическая власть. Но что если бы октябрьской революции не произошло, возможно весь ход мировой истории пошел по совсем другому пути, мы же можем только пофантазировать об этом.

    К слову интересно об этом можно посмотреть в этом видео от канала «Другая история» – «Что если б Российская империя не развалилась

    • Додонов Б. Ф. Предисловие // Журналы заседаний Временного правительства: Март-октябрь 1917 года / Отв. ред. тома Б. Ф. Додонов. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. - Т. 1. - С. 7. - ISBN 5-8243-0214-6.
    • О. И. Чистяков. Глава 20. Крушение царизма (февраль-октябрь 1917 г.) // История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. - 4-е изд. - М.: «Юристъ», 2006. - Т. 1. - С. 440. - ISBN 5-7975-0812-5.
    • С. Куртуа, Н. Верт, Ж.-Л. Панне, А. Пачковски, К. Бартошек, Ж.-Л. Марголен, при участии Р. Коффер, П. Ригуло, П. Фонтен, И. Сантамария, С. Булук, «Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии», Три Века Истории, М., 1999, пер. под рук. Е. Л. Храмова. Часть 1. «Государство против своего народа». Глава 1. Парадоксы Октября
  • К концу 1916 г. Россию охватило всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ростом цен, бездействием правительства, явной слабостью императорской власти. К началу 1917 г. почти все в стране ждали неминуемых перемен, однако начались они так же неожиданно, как и в 1905 г.

    23 февраля 1917 г. (8 марта по новому стилю - Международный женский день) в разных районах Петрограда стали собираться группы женщин-работниц, вышедших на улицы с требованием хлеба. Хлеба в городе было достаточно (во всяком случае, имелся его двухнедельный запас), но просочившиеся в массы слухи о сократившемся из-за снежных заносов подвозе (171 вагон продовольствия в день вместо нормы в 330) вызвали панику и ажиотажный спрос. Многие запасались хлебом и сухарями впрок. С подобным наплывом пекарни не справились. Возникли длинные очереди у хлебных лавок, в которых люди стояли даже ночами. В происходящем дружно обвиняли правительство.

    Кроме того, 23 февраля дирекция Путиловского завода объявила о локауте (поводом послужили непомерные экономические требования рабочих ряда цехов). Рабочие-путиловцы (а затем и рабочие других заводов) присоединились к демонстрации женщин. Вспыхнули стихийные погромы хлебных лавок и продовольственных магазинов. Толпа переворачивала трамваи (!!!), дралась с полицией. Солдат уговаривали не стрелять. Власти не решались как-то этому воспрепятствовать.

    Приказ Николая II о применении оружия для наведения порядка в столице был получен комендантом Петрограда генералом Хабаловым только 25 февраля, когда было уже поздно. Организованного подавления не получилось. Солдаты некоторых частей (главным образом запасные батальоны гвардейских полков, находившихся на фронте) начали переходить на сторону демонстрантов. 26 февраля стихия бунта вышла из-под контроля. Однако парламентская оппозиция надеялась, что создание «ответственного (перед Думой) министерства» может спасти положение.

    Родзянко телеграфировал в Ставку Николаю II: «Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано… Растет общественное недовольство… Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство». Единственным ответом царя (явно не осознававшего подлинного размаха событий) на это обращение стало решение о роспуске Думы на два месяца. К полудню 27 февраля на сторону демонстрантов перешло уже 25 тысяч солдат. В некоторых частях ими были убиты преданные царю офицеры. Вечером 27 февраля около 30 тысяч солдат приходит к Таврическому дворцу (резиденции Думы) в поисках власти, в поисках правительства. Дума, которая так мечтала о власти, с трудом решилась создать Временный комитет Государственной Думы, заявивший, что он берет на себя «восстановление правительственного и общественного порядка».

    В состав Временного комитета Государственной Думы вошли: председатель - Михаил В. Родзянко (октябрист), В. В. Шульгин (националист), В. Н. Львов (центр), И. И. Дмитриев (октябрист), С. И. Шидловский (октябрист), М. А. Караулов (прогрессист), А. И. Коновалов (трудовая группа), В. А. Ржевский (прогрессист) П. Н. Лимонов (кадет), Н. В. Некрасов (кадет), Н. С. Чхеидзе (с.-д.). В основу этого выбора было положено представительство партий, объединенных в «Прогрессивном блоке».

    За несколько часов до создания Комитета Думы организуется первый Совет. Он обращается к рабочим Петрограда с предложением прислать к вечеру депутатов - по одному на тысячу рабочих. Вечером Совет избирает председателем меньшевика Николая С. Чхеидзе, заместителями - левых депутатов Думы Александра Ф. Керенского (трудовик) и М. И. Скобелева (правый меньшевик). Большевиков в Совете в тот момент было так мало, что они не в состоянии были организовать фракцию (хотя большевик А. Г. Шляпников был избран в Исполком Совета).

    В то время, когда в Петрограде возникли две власти - Комитет Думы и Исполком Совета - российский император ехал из Ставки в Могилеве к столице. Задержанный на станции Дно восставшими солдатами, Николай II подписывает 2 марта отречение от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата - вел. кн. Михаила Александровича (заявил о нежелании принимать престол до решения Учредительного собрания 3 марта). Николай принял это решение после того, как его начальник штаба генерал Алексеев, поддержанный командующими всех пяти фронтов, заявил, что отречение является единственной возможностью успокоить общественное мнение, восстановить порядок и продолжать войну с Германией.

    От Временного комитета отречение принимали Александр И. Гучков и Василий В. Шульгин. Так, достаточно быстро и незаметно пала тысячелетняя монархия. В тот же день (2 марта) Временный комитет Государственной Думы создает Временное (то есть до созыва Учредительного собрания) правительство, во главе которого по настоянию Милюкова, оттеснившего октябриста Родзянко стал близкий к кадетам князь Георгий Е. Львов, бывший председатель Земского Союза (Львова во главе Совета Министров 2 марта по требованию Временного комитета утвердил Николай II; это было вероятно последнее распоряжение Николая в качестве императора). Министром иностранных дел стал лидер кадетов Павел Н. Милюков, военным и морским министром - октябрист А. И. Гучков, министром финансов - Михаил И. Терещенко (миллионер-сахарозаводчик, беспартийный, близкий к прогрессистам), министром юстиции - А. Ф. Керенский (адвокат, участвовавший в сенсационных политических процессах (в том числе в процессе М. Бейлиса), и как депутат III и IV Гос. Думы (от фракции трудовиков). Итак, первый состав Временного правительства был почти исключительно буржуазный и преимущественно кадетский. Временное правительство объявило своей целью продолжение войны и созыв Учредительного собрания для решения будущего устройства России. Собственно на этом буржуазные партии сочли революцию завершенной.

    Однако одновременно с созданием Временного правительства происходит объединение Петроградских Советов рабочих и солдатских депутатов. Председателем объединенного Петросовета стал Н. С. Чхеидзе. Лидеры Петроградского Совета не решились взять всю полноту власти в свои руки, опасаясь, что без Думы не справятся с государственным управлением в условиях войны и хозяйственной разрухи. Сыграли свою роль и идеологические установки меньшевиков и, отчасти, эсеров, преобладавших в Петросовете. Они считали, что окончание буржуазно-демократической революции - дело буржуазных партий, объединившихся вокруг Временного правительства. Поэтому Петросовет, обладавший в то время реальной полнотой власти в столице, принял решение об условной поддержке Временного правительства при условии провозглашения России республикой, политической амнистии и созыва Учредительного собрания. Советы оказывали мощное давление «слева» на Временное правительство и далеко не всегда считались с решениями кабинета министров (куда входил лишь один социалист, министр юстиции А. Ф. Керенский).

    Так, несмотря на противодействие со стороны Временного комитета Государственной Думы, еще 1 марта 1917 г. был принят Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, призвавший солдат создать во всех подразделениях гарнизона солдатские комитеты, подчиненные Совету и передать им право контроля за действиями офицеров. Этим же приказом в исключительное распоряжение комитетов передавалось все вооружение части, которое отныне «ни в каком случае» (!!!) не должно было выдаваться офицерам (на практике это приводило к изъятию у офицеров даже личного оружия); отменялись всякие дисциплинарные органичения вне строя (в том числе и отдание чести), солдатам разрешалось вступать в политические партии и заниматься политикой без каких-либо ограничений. Распоряжения Временного комитета (позднее - Временного правительства) следовало исполнять только в том случае, если они не противоречили постановлениям Совета. Этот приказ, подорвавший все основные устои армейской жизни, стал началом быстрого развала старой армии. Изданный поначалу лишь для войск Петроградского гарнизона он быстро попал на фронт и там начались схожие процессы, тем более, что Временное правительство не нашло в себе мужества решительно противостоять этому. Этот приказ поставил под контроль Совета все войска петроградского гарнизона. Отныне (то есть с самого своего создания!) Временное правительство стало его заложником.

    10 марта Петросовета заключил соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении 8-часового рабочего дня (об этом не упоминалось в декларации Временного правительства). 14 марта Совет принял манифест «К народам всего мира», в котором заявлялось об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций. В манифесте признавалась лишь коалиционная война с Германией. Подобная позиция по отношению к войне импонировала революционным массам, но не устраивала Временное правительство, в том числе военного министра А. И. Гучкова и министра иностранных дел П. Н. Милюкова.

    Фактически Петросовет с самого начала далеко вышел за рамки своего городского статуса, став альтернативной социалистической властью. В стране сложилось двоевластие, то есть своеобразное переплетение властей: реальная власть в целом ряде случаев находилась в руках Петросовета, при этом фактически у власти стояло буржуазное Временное правительство.

    Члены Временного правительства разделились по вопросам методов и отношений с Советами. Одни, и в первую очередь П. Н. Милюков и А. И. Гучков, считали, что следует свести к минимуму уступки Совету и все сделать для победы в войне, которая придаст авторитет новому режиму. Это подразумевало немедленное восстановление порядка как в армии, так и на предприятиях. Иную позицию занимали Некрасов, Терещенко и Керенский, которые требовали принятия некоторых из требуемых Советом мер, чтобы подорвать авторитет органа власти рабочих и солдат и вызвать патриотический подъем, необходимый для победы в войне.

    Политические партии после Февраля

    После Февральской революции партийно-политическая система России явно сдвинулась влево. Черносотенцы и другие крайне правые, традиционалистско-монархические партии оказали разгромленными в ходе Февраля. Тяжелый кризис переживали и правоцентристские партии октябристов и прогрессистов. Единственной крупной и влиятельной либеральной партией в России являлись кадеты. Их численный состав после Февральской революции достигал 70 тыс. человек. Под влиянием революционных событии и кадеты «полевели». На VII съезде кадетской партии (конец марта 1917 г.) произошел отказ от традиционной ориентации на конституционную монархии, а в мае 1917 г., на VIII съезде, кадеты высказались за республику. «Партия Народной свободы» (еще одно название кадетов) взяла курс на сотрудничество с социалистическими партиями.

    После Февральской революции наблюдался стремительный рост социалистических партий. Социалистические партии явно доминировали на всероссийской политической арене как по числу членов, так и по влиянию на массы.

    Значительно выросла партия эсеров (до 700-800, а по некоторым оценкам и до 1200 тыс.чел.). Весной 1917 г. в ПСР записывались порой целыми деревнями и ротами. Лидерами партии являлись Виктор М. Чернов и Николай Д. Авксентьев. Партия эсеров привлекала радикальной и близкой крестьянам аграрной программой, требованием федеративной республики и героическим ореолом давних и самоотверженных борцов против самодержавия. Эсеры выступали за особый путь России к социализму через народную революцию, социализацию земли и развитие кооперации и самоуправления трудящихся. В ПСР укреплялось левое крыло (Мария А. Спиридонова, Борис Д. Камков (Кац), Прош П. Прошьян). Левые требовали решительных шагов «в сторону ликвидации войны», немедленного отчуждения помещичьих земель и выступали против коалиции с кадетами.

    После Февраля эсеры выступали в блоке с меньшевиками, которые хотя и уступали ПСР по численности (200 тыс.), тем не менее в силу своего интеллектуального потенциала осуществляли «идейную гегемонию» в блоке. Меньшевистские организации и после Февраля оставались разобщенными. Попытки ликвидировать эту разобщенность не имели успеха. В партии меньшевиков существовали две фракции: меньшевики-интернационалисты во главе с Юлием О. Мартовым и «оборонцы» («правые» - Александр Н. Потресов, «революционные» - Ираклий Г. Церетели, Федор И. Дан (Гурвич), которые являлись лидерами не только крупнейшей фракции, но и во многом всей партии меньшевиков). Существовали также правая плехановская группа «Единство» (сам Плеханов, Вера И. Засулич и др.) и левая «новожизненцы», которые порвали с партией меньшевиков. Часть меньшевиков-интернационалистов во главе с Ю. Лариным вступила в РСДРП(б). Меньшевики выступали за сотрудничество с либеральной буржуазией, оказывали условную поддержку Временному правительству и считали пагубными социалистические эксперименты.

    Меньшевики и эсеры заявляли о необходимости ведения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод (большинство меньшевиков и эсеров объявили себя «революционными оборонцами»). Из-за боязни разрыва с буржуазией, из-за угрозы гражданской войны они соглашались отложить решение кардинальных социально-экономических проблем до созыва Учредительного собрания, но пытались осуществить частичные реформы.

    Существовала и небольшая (ок. 4 тыс. человек), но влиятельная группа т. н. «межрайонцев». Группа занимала промежуточное положение между большевиками и меньшевиками. После возвращения из эмиграции в мае 1917 г. лидером межрайонцев стал Лев Д. Троцкий (Бронштейн). Он еще находясь в США в марте 1917 г. высказался за переход к пролетарской революции в России при опоре на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов На VI съезде РСДРП (б) межрайонцы влились в состав большевистской партии.

    Действовавшая в начале 1917 г. большевистская партия вовсе не представляла собой сплоченную, эффективную организацию. Революция застала большевиков врасплох. Все известные народу большевистские вожди находились либо в эмиграции (Ленин и др.), либо в ссылке (Зиновьев, Сталин). Русское бюро ЦК, в которое входили Александр Г. Шляпников, Вячеслав М. Молотов и др. еще не могло стать общероссийским центром. Численность большевиков по всей России не превышала 10 тыс. чел. В Петрограде их насчитывалось не более 2-х тыс. В. И. Ленин, уже почти десять лет живший в эмиграции, к моменту Февральской революции находился тогда в Цюрихе. Даже в январе 1917 г. он писал: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв… грядущей революции…».

    Находясь вдалеке от эпицентра событий Ленин, тем не менее, сразу пришел к выводу, что ни в коем случае партия большевиков не может удовлетворяться достигнутым и не использовать невероятно удачный момент сполна. В «Письмах из далека» он настаивал на необходимости вооружения и организации рабочих масс для немедленного перехода ко второму этапу революции, в ходе которого будет свергнуто «правительство капиталистов и крупных помещиков».

    Но среди большевиков были «умеренные», которые отвергали почти все основные теоретические положения и политическую стратегию Ленина. Это были два крупных большевистских лидера - Иосиф В. Сталин (Джугашвили) и Лев Б. Каменев (Розенфельд). Они (как и меньшевистско-эсеровское большинство Петросовета) придерживались позиции «условной поддержки», «давления» на Временное правительство. Когда 3 апреля 1917 г. Ленин (при содействии Германии, понимавшей, что его деятельность будет разрушительной для России) вернулся в Петроград и призвал к немедленной социалистической революции, не только умеренные социалисты, но даже и многие большевики его не поддержали.

    Политика Временного правительства. Конец двоевластия

    4 апреля 1917 г. Ленин изложил большевистским руководителям свои «Апрельские тезисы» («О задачах пролетариата в данной революции»), определившие принципиально новую, предельно радикальную политическую линию РСДРП (б). Он безоговорочно отверг «революционное оборончество», парламентскую республику, выдвинул лозунг «Никакой поддержки Временному правительству!» и высказался за взятие власти пролетариатом в союзе с беднейшим крестьянством, установление Республики Советов (в которых предстояло добиться преобладания большевиков), призывал немедленно положить конец войне. В статье отсутствовало требование немедленного вооруженного восстания (так как пока массы еще к нему не готовы). Ближайшей задачей партии Ленин видел дикредитацию власти всеми возможными способами и агитация за Советы. Идея была предельно проста: чем дальше, тем больше все партии, принявшие участие в правительстве (то есть все до эсеров и меньшевиков включительно), окажутся в глазах народа виновными в ухудшении их положения. Их прежняя популярность неминуемо померкнет и вот тут-то на авансцену и выйдут большевики. Г. В. Плеханов отозвался на тезисы Ленина уничтожающей статьей «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересным». «Тезисы» были встречены с недоумением и большевистскими лидерами Петрограда (Калининым, Каменевым и др.). Тем не менее, именно эта избранная Лениным предельно экстремистская программа вкупе с предельно простыми и понятными лозунгами («Мира!», «Землю - крестьянам!», «Вся власть - Советам!» и т. д.) и принесла болшевикам успех. Весной-летом 1917 г. численность партии значительно выросла (к маю 1917 г. - до 100 тыс., а к августу - до 200-215 тыс. чел.).

    Временное правительство уже в марте - апреле осуществило широкие демократические преобразования: провозглашение политических прав и свобод; отмена национальных и религиозных ограничений, смертной казни, упразднение цензуры (во время войны!); была объявлена всеобщая политическая амнистия. 8 марта был арестован Николай II и его семья (находились в Александровском дворце в Царском Селе), а также министры и ряд представителей прежней царской администрации. Для расследования их противозаконных действий с большой помпой была создана Чрезвычайная следственная комиссия (принесшая мизерные результаты). Под давлением Советов Временное правительство осуществило т. н. «демократизацию» армии (в русле «Приказа № 1»), имевшую самые разрушительные последствия. В марте 1917 г. Временное правительство объявило о принципиальном согласии на создание в будущем независимой Польши. Позже оно вынуждено было согласиться на самую широкую автономию Украины и Финляндии.

    Временное правительство узаконило возникшие на предприятиях фабрично-заводские комитеты, получившие право контроля за деятельностью администрации. Для достижения «классового мира» было создано Министерство труда. На заводах и фабриках рабочие явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день (в условиях, когда продолжалась война!), хотя он и не был декретирован. В апреле 1917 г. для подготовки аграрной реформы были созданы земельные комитеты, однако решение земельного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания.

    Чтобы получить опору на местах 5 марта 1917 г. по распоряжению главы кабинета вместо отстраненных губернаторов и других руководителей прежней администрации на местах были назначены губернские и уездные комиссары Временного правительства. В мае-июне 1917 г. проведена реформа местного управления. Сеть земств была распространена на всю Россию, демократизирована их избирательная система, созданы волостные земства и районные городские Думы. Однако вскоре земства на местах стали оттесняться от власти Советами. С марта по октябрь 1917 г. число местных Советов увеличилось с 600 до 1400. На фронтах аналогами Советов являлись солдатские комитеты.

    В эти два месяца Временное правительство сделало многое для демократизации страны и приближения ее к мировым стандартам демократии. Однако неготовность населения к осознанной свободе (предполагающей ответственность), ощущение слабости власти и, следовательно, безнаказанности и, наконец, продолжавшаяся война с неизбежным ухудшением жизни привели к тому, что благие начинания либералов стремительно подточили основы всей старой русской государственности, а новые принципы устроения жизни так и не успели привиться. В этом смысле можно говорить о том, что Февраль породил Октябрь.

    Вместе с тем, Временное правительство не желало до Учредительного собрания решать вопросы ликвидации помещичьего землевладения, прекращения войны, немедленного улучшения материального положения народа. Это вызвало быстрое разочарование. Усугубляла недовольство нехватка продуктов питания (с конца марта в Петрограде вводятся хлебные карточки), одежды, топлива и сырья. Стремительно выросшая инфляция (за год рубль подешевел в 7 раз) привела к параличу товарных потоков. Крестьяне не желали отдавать урожай за бумажные деньги. Заработная плата и так упавшая к началу 1917 г. по сравнению с довоенным уровнем примерно на треть продолжала падать небывало высокими темпами.

    Ухудшилась работа транспорта и, следовательно, ситуация со снабжением. Все большая нехватка сырья и топлива вынуждала владельцев предприятий сокращать производство, что повлекло дополнительный рост безработицы из-за массовых увольнений. Для многих увольнение означало призыв в армию. Попытки правительства взять ситуацию под контроль в условиях революционной анархии ни к чему не приводили. Социальное напряжение в стране возрастало.

    Вскоре выяснилось, что желание Временного правительства продолжать войну не совпадает с желаниями масс солдат и рабочих, ставших, после февральских событий, фактическими хозяевами Петрограда. П. Н. Милюков, считавший, что победа нужна русской демократии для укрепления ее международного престижа и решения ряда важных территориальных вопросов в пользу России - захват Галиции, австрийской и германской частей Польши, турецкой Армении, а самое главное - Константинополя и Проливов (за что Милюкова прозвали Милюков-Дарданелльский), 18 апреля 1917 г. обратился с нотой к союзникам России, где заверял их в решимости довести войну до победного конца.

    В ответ 20 и 21 апреля под воздействием большевистской агитации тысячи рабочих, солдат и матросов вышли на улицу со знаменами и транспарантами, с лозунгами "Долой политику аннексий!" и «Долой Временное правительство!». Толпы демонстрантов рассеялись только по требованию Петроградского Совета, открыто проигнорировав правительственный приказ разойтись.

    Меньшевистско-эсеровские лидеры Петросовета добились официальных разъяснений, что под «решающей победой» в ноте Милюкова подразумевалось лишь достижение «прочного мира». А. И. Гучков и П. Н. Милюков вынуждены были уйти в отставку. Чтобы выйти из первого после революции правительственного кризиса, нескольких наиболее известных социалистических лидеров из числа умеренных уговорили занять министерские кресла. В результате 5 мая 1917 г. было создано первое коалиционное правительство. Меньшевик Ираклий Г. Церетели (один из признанных лидеров большевистско-эсеровского блока) стал министром почт и телеграфов. Главный лидер и теоретик эсеров Виктор М. Чернов возглавил министерство земледелия. Соратник Церетели Матвей И. Скобелев получил пост министра труда. Алексей В. Пешехонов, основатель и лидер партии народных социалистов, был назначен министром продовольствия. Еще один народный социалист Павел Переверзев, занял пост министра юстиции. Керенский стал военным и морским министром.

    На I Всероссийском съезде Советов (3-24 июня 1917 г.) (из 777 делегатов 290 меньшевиков, 285 эсеров и 105 большевиков) впервые проявилась новая линия поведения большевиков. Лучшие ораторы партии - Ленин и Луначарский - «бросились в наступление» по вопросу о власти, требуя преобразования съезда в «революционный Конвент», который взял бы на себя всю полноту власти. На утверждение Церетели, что нет партии, способной взять всю власть в свои руки, В. И. Ленин заявил с трибуны съезда: «Есть! Ни одна партия от этого отказаться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком».

    18 июня на Юго-Западном фронте началось наступление, которое должно было вызвать патриотический подъем. Керенский лично объехал огромное количество солдатских митингов, убеждая солдат идти в наступление (за что получил ироническое прозвище «главноуговаривающий»). Однако прежней армии после «демократизации» уже не существовало и тот самый фронт, который всего год назад совершил блистательный Брусиловский прорыв, после некоторых первоначальных успехов (объяснявшихся в первую очередь тем, что австрийцы считали русскую армию уже окончательно разложившейся и оставили на фронте лишь очень незначительные силы) остановился, а затем и обратился в бегство. Полный провал был очевиден. Вину за него социалисты полностью переложили на правительство.

    В день начала наступления в Петрограде и других крупных городах России состоялись мощные демонстрации организованные Петросоветом в поддержку Временного правительства, но прошедшие, в конце концов, под большевистскими лозунгами: «Вся власть Советам!», «Долой десять министров-капиталистов!», «Долой войну!». Демонстрантов насчитывалось ок. 400 тыс. Демонстрации показали рост радикальных настроений в массах, усиление влияние большевиков. Вместе с тем, эти тенденции по-прежнему были ярко выражены лишь в столице и ряде крупных городов. Но и там Временное правительство утрачивало поддержку. Возобновились и достигли широкого размаха забастовки. Предприниматели ответили локаутами. Министр промышленности и торговли Коновалов не смог добиться соглашения между предпринимателями и рабочими и ушел в отставку.

    Узнав о немецком контрнаступлении 2 июля 1917 г. солдаты столичного гарнизона, в большинстве своем большевики и анархисты, убежденные в том, что командование воспользуется возможностью для отправки их на фронт, решили подготовить восстание. Его целями были: арест Временного правительства, первоочередной захват телеграфа и вокзалов, соединение с матросами Кронштадта, создание революционного комитета под руководством большевиков и анархистов. В этот же день ряд министров-кадетов подали в отставку в знак протеста против компромиссного соглашения с украинской Центральной Радой (заявившей 10 июня о независимости Украины) и с целью оказать давление на Временное правительство для ужесточения его позиции в борьбе с революцией.

    Вечером 2 июля состоялись митинги солдат 26 частей, отказавшихся идти на фронт. Объявление об уходе в отставку министров-кадетов еще более накалило атмосферу. Солидарность с солдатами выразили рабочие. Позиция большевиков была достаточно противоречива. Члены ЦК и большевики, заседавшие в Исполкоме Совета, были против любого «преждевременного» выступления и сдерживали демонстрации. В то же время многие деятели (М. И. Лацис, Н. И. Подвойский и др.), ссылаясь на настроение масс, настаивали на вооруженном восстании.

    3-4 июля Петроград был охвачен демонстрациями и митингами. Некоторые части открыто призывали к восстанию. В. И. Ленин добрался до особняка Кшесинской (где размещалась штаб-квартира большевиков) к середине дня 4 июля. 10 тысяч кронштадтских моряков со своими большевистскими предводителями, большей частью вооруженных и горевших желанием драться, окружили здание и потребовали Ленина. Тот выступил уклончиво, не призывая к восстанию, но и не отвергая этой идеи. Однако после некоторых колебаний большевики решают присоединиться к этому движению.

    Колонны демонстрантов направились к Совету. Когда Чернов пытался успокоить демонстрантов, только вмешательство Троцкого спасло его от смерти. Драки и перестрелки вспыхнули между кронштадтскими моряками, взбунтовавшимися солдатами и частью демонстрантов, с одной стороны, а с другой стороны полками, верными Совету (не правительству!). Эти события ряд историков не без оснований считает неудачной попыткой большевистского вооруженного восстания.

    После событий 4 июля Петроград был объявлен на военном положении. Министр юстиции П. Переверзев опубликовал информацию, согласно которой Ленин не только получал деньги от Германии, но и скоординировал восстание с контрнаступлением Гинденбурга. Правительство, поддержанное Советом, высказалось за самые решительные действия. Ленин вместе с Зиновьевым скрылся у границы Финляндии, в дер. Разлив. Троцкий, Каменев, Луначарский были арестованы. Части, принявшие участие в демонстрации, были разоружены, а «Правда» закрыта. На фронте восстанавливалась смертная казнь. Ленин в эти дни писал, что лозунг «Вся власть Советам!» следует снять с повестки дня, пока меньшевики и эсеры, разрыв с которыми был полным, остаются в руководстве Совета.

    После июльских событий 1917 г. князь Львов подал в отставку и поручил А. Ф. Керенскому сформировать новое правительство. Переговоры между различными политическими силами были сложными: правительственный кризис продолжается 16 дней (с 6 по 22 июля). Кадеты, считавшие себя победителями, выдвинули свои условия: война до победы, борьба против экстремистов и анархии, откладывание решения социальных вопросов до созыва Учредительного собрания, восстановление дисциплины в армии, смещение Чернова, на которого возлагали ответственность за беспорядки в деревне. Керенский поддержал «мужицкого министра» и пригрозил, что сам уйдет в отставку. В конце концов, кадеты решили войти в правительство, надеясь направить его в нужную сторону.

    Второе коалиционное правительство возглавил А. Ф. Керенский (7 июля ушел в отставку- Г. Е. Львов), сохранив за собой посты военного и морского министра. Большинство постов в новом правительстве получили социалисты. Опасность нарастающего хаоса и необходимость его обуздания стала ясна и руководству Совета, которое объявило новое правительство «Правительством спасения революции» и наделило его (!) чрезвычайными полномочиями. Власть фактически сосредоточилась в руках правительства. Принято считать, что после событий 3-5 июля с двоевластием было покончено.

    26 июля - 3 августа состоялся VI съезд РСДРП (б) на котором была принята резолюция о необходимости захвата власти путем вооруженного восстания, подготовка к которому должна составлять главную задачу партии. На этом съезде к большевикам присоединяются «межрайонцы» Троцкого и избирается ЦК, в который входят В. И. Ленин, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий.

    Выступление генерала Корнилова и его последствия

    19 июля на волне реакции на события начала месяца Керенский назначил генерала Лавра Г. Корнилова (популярного в армии боевого генерала, известного своей жесткостью и принципиальностью) Верховным главнокомандующим вместо более «либерального», «мягкого» Алексея А. Брусилова. На Корнилова возлагалась задача скорейшего восстановления дисциплины и боеспособности войск.

    3 августа Корнилов, пояснив, что нарастающий хозяйственный паралич ставит под угрозу снабжение армии, представил Керенскому программу стабилизации положения в стране, в основу которой была положена идея «армии в окопах, армии в тылу и армии железнодорожников», причем все три надлежало подчинить железной дисциплине. В армии предполагалось восстановление в полной мере дисциплинарной власти начальников, резкое ограничение полномочий комиссаров и солдатских комитетов, введение смертной казни за воинские преступления для солдат тыловых гарнизонов. В т. н. «Гражданском разделе» программы предусматривалось объявление железных дорог и работающих на оборону заводов и шахт на военном положении, запрещение митингов, забастовок и вмешательства рабочих в хозяйственные дела. Подчеркивалось, что «указанные мероприятия должны быть проведены в жизнь немедленно с железной решимостью и последовательностью». Несколькими днями позже он предложил Керенскому переподчинить Ставке Петроградский военный округ (так как Ставка распоряжалась только Действующей армией, тогда как все тыловые части подчинялись военному министру, то есть в данном случае - Керенскому) для его решительной очистки от совершенно разложившихся частей и наведения порядка. Согласие на это было получено. С начала августа началась переброска в окрестности Петрограда надежных воинских частей - 3 конный корпус ген. А. М. Крымова, Кавказскую Туземную («Дикую») дивизию, 5 Кавказскую кавалерийскую дивизию и др.

    Попытка консолидировать силы социалистов и либеральной буржуазии, чтобы остановить сползание к хаосу, была предпринята на Государственном совещании в Москве 12-15 августа (большевики в нем не участвовали). На совещании присутствовали представители буржуазии, высшего духовенства, офицеров и генералитета, бывшие депутаты Гос. Думы, руководство Советов. Гос. совещание сделало очевидной растущую популярность Корнилова, которому 13 августа москвичи устроили триумфальную встречу на вокзале, а 14-го делегаты совещания бурно приветствовали его выступление. В своем выступлении он еще раз подчеркнул, что «разницы между фронтом и тылом относительно суровости необходимого для спасения страны режима не должно быть».

    Вернувшись в Ставку после московского совещания, Корнилов, поощряемый «правыми» кадетами и поддерживаемый Союзом офицеров решил предпринять попытку переворота. Корнилов считал, что падение Риги (21 августа) станет оправданием для стягивания войск к столице, а демонстрации в Петрограде по поводу шестимесячной «годовщины» Февральской революции даст ему нужный предлог для наведения порядка.

    После разгона Петросовета и роспуска Временного правительства во главе страны Корнилов предполагал поставить Совет народной обороны (председатель - генерал Л. Г. Корнилов, товарищ председателя - А. Ф. Керенский, члены - генерал М. В. Алексеев, адмирал А. В. Колчак, Б. В. Савинков, М. М. Филоненко). При Совете должно было существовать правительство с широким представительством политических сил: от царского министра Н. Н. Покровского до Г. В. Плеханова. Через посредников Корнилов вел переговоры с Керенским, стремясь добиться мирной передачи ему всей полноты власти.

    23 августа 1917 г. на совещании в Ставке была достигнута договоренность по всем вопросам. 24 августа Корнилов назначил ген. А. М. Крымова командующим Отдельной (Петроградской) армией. Ему было приказано, как только произойдет выступление большевиков (которого ожидали со дня на день), немедленно занять столицу, обезоружить гарнизон и рабочих и разогнать Совет. Крымов заготовил приказ по Отдельной армии, которым вводилось осадное положение в Петрограде и губернии, Кронштадте, Финляндии и Эстляндии; предписывалось создавать военно-полевые суды. Запрещались митинги, собрания, забастовки, появление на улицах с ранее 7.00 и позднее 19.00, выход газет без предварительной цензуры. Виновные в нарушении этих мер подлежали расстрелу на месте. Введение всего этого плана в действие предполагалось с 29 августа.

    Итак, с 23 августа Керенский знал о планах Корнилова, но недоверие и личные амбиции сломали этот тандем. Вечером 26 августа на заседании Временного правительства Керенский квалифицировал действия Корнилова как мятеж и потребовал чрезвычайных полномочий, которые ему были предоставлены. 27 августа в Ставку был отправлен приказ об отрешении Корнилова от должности, в котором он признавался мятежником. Корнилов этому приказу не подчинился и утром 28 августа передал по радио заявление: «… Русские люди! Великая Родина наша умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто, я - генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба … убивает армию и потрясает страну внутри. Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне … призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. … Я, генерал Корнилов, - сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что мне лично ничего не надо, кроме сохранения Великой России и клянусь довести народ - путем победы над врагом - до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни. Предать же Россию … я не в силах. И предпочитаю умереть на поле чести и брани, чтобы не видеть позора и срама русской земли. Русский народ, в твоих руках жизнь твоей Родины!»

    В то время как Корнилов продвигал свои войска к Петрограду, Керенский, покинутый министрами-кадетами, подавшими в отставку, начал переговоры с Исполкомом Совета. Угроза мятежа вновь превратила Керенского в главу революции. Железнодорожники приступили к саботажу перевозок воинских частей, туда направились сотни советских агитаторов. В Петрограде формировались вооруженные отряды рабочей Красной гвардии. Большевистских лидеров выпустили из тюрьмы; большевики приняли участие в работе Комитета народной обороны против контрреволюции, созданного под эгидой Советов. К 30 августа мятежные войска без выстрелов были остановлены и рассеяны. Генерал Крымов застрелился, Корнилов был арестован (1 сентября).

    Керенский перешел к попыткам упрочить свое положение и стабилизировать обстановку и стране. 1 сентября Россия была провозглашена республикой. Власть перешла к Директории из пяти человек под руководством Керенского. Он попытался укрепить свое положение созданием Демократического совещания (которое должно было стать источником новой государственности), а затем Совета Республики.

    Демократическое совещание (14 -22 сентября) должно было принять два важных решения: исключить или оставить в правительственной коалиции буржуазные партии; определить характер Совета Республики. Участие буржуазии в третьем коалиционном правительстве, окончательно сформированном 26 сентября, было одобрено незначительным большинством. Совещание согласилось на участие в правительстве в индивидуальном порядке деятелей кадетской партии (т.к. в целом совещание исключило из правительства партии, скомпрометировавшие себя участием в корниловском выступлении). В третье коалиционное правительство Керенский ввел Коновалова, Кишкина, Третьякова.

    Большевики посчитали это провокацией, заявив, что только Всероссийский съезд Советов, назначенный на 20 октября иметь право сформировать "подлинное правительство". Совещанием был избран постоянно действующий Демократический совет республики (Предпарламент). Но ситуация в стране, соотношение сил после разгрома Корнилова принципиально изменились. Наиболее активные, начавшие было консолидироваться, правые силы, способные противостоять угрозе большевизации, были разгромлены. Престиж Керенского, прежде всего среди офицеров, резко упал. Падала и поддержка относительно умеренных социалистических партий. Одновременно (как, кстати, и предполагал еще в апреле Ленин) резко выросла популярность большевиков, которых вновь пришлось легализовать. В сентябре они берут под свой контроль Петросовет (председателем избран Троцкий) и ряд советов других крупных городов. 13 сентября в “Исторических письмах” адресованных ЦК РСДРП (б), Ленин призывает к скорейшему вооруженному восстанию. К началу октября положение Временного правительства становится безнадежным.

    Много позже Уинстон Черчилль писал: "Ни к одной стране рок не был так беспощаден, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда пристань была уже в виду. Он уже перенес бурю, когда наступило крушение. Все жертвы уже были принесены, работа была закончена. Отчаяние и измена одолели власть, когда задача уже была выполнена…"

    wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

    Вре́менное прави́тельство в России - центральный орган государственной власти, образовавшийся после ; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. При Временном правительстве имелся «Малый совет министров» - постоянное совещание товарищей министров. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

    Образование Временного правительства

    В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

    Состав

    В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел - князь Г.Е.Львов, министры: иностранных дел - П.Н.Милюков (кадет), военный и морской - А.И.Гучков (октябрист), путей сообщений - Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности - А.И.Коновалов (прогрессист), финансов - М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения - А. А. Мануйлов (кадет), земледелия - А.И.Шингарев (кадет), юстиции - А.Ф.Керенский (трудовик, с марта - эсер), обер-прокурор Синода - В.Н.Львов (центр), государственный контролёр - И.В.Годнев (октябрист).

    Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта - Великобритании и Франции.

    Деятельность

    Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики В. п. обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

    Аграрная политика

    В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель и удельных земель . 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

    Национальный вопрос

    Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта лишь за польским народом.

    Положение рабочих

    Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

    Продовольственная политика

    В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

    Внешняя политика

    В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

    Хронология событий

    Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

    Первое коалиционное правительство

    Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2-3 (15-16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временного правительства и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел - Г.Е.Львов, министры: военный и морской - Керенский, юстиции - П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел - Терещенко, путей сообщения - Некрасов, торговли и промышленности - Коновалов, народного просвещения - Мануйлов, финансов - Шингарев, земледелия - В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов - И.Г.Церетели (меньшевик), труда - М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия - А.В.Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения - князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода - Львов и государственный контролёр - Годнев.

    Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня (1 июля) оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране.

    Июльский кризис

    Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов - Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства - князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду . 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 (21) июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной.

    Второй коалиционное правительство

    24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр - Керенский, заместитель председателя и министр финансов - Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел - Н.Д.Авксентьев (эсер), иностранных дел - Терещенко, юстиции - А.С.Зарудный («народный социалист»), просвещения - С.Ф.Ольденбург (кадет), торговли и промышленности - С.Н.Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия - Чернов, почт и телеграфов - А.М.Никитин (меньшевик), труда - Скобелев, продовольствия - Пешехонов, государственного призрения - И.Н.Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения - П.П.Юренев (кадет), обер-прокурор Синода - А.В.Карташев (кадет), государственный контролёр - Ф.Ф.Кокошкин (кадет).

    Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж (см. Корниловщина). Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель - Керенский, министр иностранных дел - Терещенко, военный министр - А.И.Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр - Д.Н.Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов - Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием , хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти».

    Третье коалиционное правительство

    25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий - Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности - Коновалов (кадет), министры: иностранных дел - Терещенко, военный - Верховский, морской - Вердеревский (оба беспартийные), труда - К.А.Гвоздев (меньшевик), юстиции - П.Н.Малянтович (меньшевик), продовольствия - Прокопович, финансов - М.В.Бернацкий, просвещения - С.С.Салазкин, призрения - Н.М.Кишкин (кадет), почт и телеграфов - Никитин, государственного контроля - С.А.Смирнов (кадет), исповеданий - Карташев, путей сообщения - А.В.Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве - С.Н.Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С.Л.Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов - всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины.

    Крах Временного правительства

    Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с подняла трудовые массы на . В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

    Случилась революция. Самодержавие было свергнуто, и на место монарха пришло Временное правительство.

    Оно было создано 15 марта 1917 года, и с тех самых пор, вплоть до 7 ноября, вся полнота власти в России находилась в его руках.

    Сформировано Временное правительство было в результате переговоров Временного комитета ГД (Государственной Думы) и Петроградского совета.

    Правительство сосредоточило в своих руках исполнительную и законодательную власть, на местах же интересы Временного правительства представляли уездные и губернские комиссары.

    В состав Временного правительства вошли представители различных политических движений России начала 20 века. Тут были и «кадеты» и эсеры, октябристы и прогрессисты. Несмотря на различные политические взгляды, министры на первых парах нашли общий язык.

    16 марта была опубликована декларация, где министры поведали о своих ближайших намерениях. Через три дня члены нового правительства обратились к народу. Министры вещали о подготовки созыва Учредительного собрания, провозглашали демократические ценности и обещали реформы, говорили об амнистии и реформе МВД.

    Внешняя политика Временного правительства свелась к идее «Войны до победного конца». Такая позиция была заранее выигрышной. Союзники России по Антанте, с удовольствием признали легитимность новой русской власти.

    Во внутренней политике Временное правительство решило взять курс на охрану порядка и решению агарного вопроса. Задача так и не была решена. Правительство отказалось признать независимость Украины и Финляндии. Суверенитет получила только Польша.

    Новый орган государственной власти два раза поражали кризисные ситуации.

    Первый кризис Временного правительства - апрельский. Итогом его стало создание коалиционного правительства с социалистами. Из-за этого союза, Временное правительство лишилось Гучкова и Милюкова, не пожелавших работать в таком составе.

    Второй кризис - июльский. Событиям кризиса предшествовало наступление русской армии на Юго-Западном фронте. В армии в то время царили антивоенные настроения, в этой организационной структуре наступил глубокий кризис.

    В Росси нарастал продовольственный кризис, в руинах оказалась и все производство. Провал наступления армии только усугубил ситуацию, и вызвал конфликт в самом Временном Правительстве, между его министрами. Эти воспользовались большевики, организовав беспорядки, которые в итоге были подавлены.

    В ходе июльского кризиса в отставку ушел глава Временного правительства - князь Львов. Новым председателем органа стал - Керенский . Эсеры и меньшевики объявили Керенского спасителем революции и выразили ему полную поддержку.

    После июльского кризиса страну всколыхнули новые потрясения. Видя беспомощность новой власти, Лавр Корнилов, представляя контрреволюционные и монархические силы, организовал мятеж. К сожалению, благие намерения генерала Корнилова потерпели фиаско.

    Временное правительство постоянно действовало с опозданием, вовремя не принимая важные и нужные решения. Положение только усугублялось. Принятые законы не исполнялись. Общество шло в тупик. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, складывались обстоятельства для государственного переворота. Рос государственный долг, правительство начало выпуск собственных денег, в народе эти «бумажки» получили название "керенки ».

    7 ноября в Петрограде произошло вооруженное восстание большевиков. Временное правительство было свергнуто. За месяцы существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. В основном это были люди, имеющие депутатское прошлое в . Керенский, Милюков, Родичев, Львов, Гучков и т.д.

    Большинство министров имели высшее образование. В дальнейшем только 16 министров Временного правительства приняли перемены и сотрудничали с большевиками. Остальные подались в эмиграцию (кто-то сразу, а кто-то после «командировки» в Добровольческую армию, на Дон), где вели активную антибольшевистскую деятельность.