Рабочая программа "производственное обучение". Производственная учеба Производственное обучение по профессии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 233)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2.2 Производственное обучение

По профессии: КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

Квалификация: 2 разряд

Код профессии: 13249

Рабочая программа производственного обучения по профессии 13249 Кухонный рабочий разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;

№ 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд).

Организация разработчик: ФКП образовательное учреждение № 233.

Разработчик:

мастер производственного обучения Н. В. Исачкова

(подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

п/п

Наименование

Паспорт программы производственного обучения

Область применения рабочей программы

Цели и задачи производственного обучения по профессии – требования к результатам освоения

Количество часов на освоение рабочей программы производственного обучения

Результаты освоения рабочей программы производственного обучения

Структура и содержание производственного обучения

Условия реализации производственного обучения

Требования к документации, необходимой для проведения производственного обучения

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Информационное обеспечение производственного обучения

Общие требования к организации образовательного процесса производственного обучения

Кадровое обеспечение образовательного процесса производственного обучения

Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ производственного обучения

по профессии 13249 Кухонный рабочий

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа 2.2. Производственного обучения является частью программы профессионального обучения по профессии 13249 Кухонный рабочий разработанной в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2013 г. № 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд) в части освоения основного вида профессиональной деятельности по профессии Кухонный рабочий 2 разряда:

Должен уметь:

Осуществлять доставку полуфабрикатов и сырья в производственные цеха. Открывать бочки, ящики, мешки с продуктами, вскрывать стеклянные и жестяные консервные банки с обеспечением сохранности в них продукции. Выгружать продукцию из тары. Заполнять котлы водой. Доставлять готовую продукцию к раздаче. Загружать функциональную тару продукцией для внешней сети. Включать электрические, газовые котлы, плиты, шкафы, кипятильники. Устанавливать подносы на транспортер при комплектации обедов. Устанавливать на подносы столовые приборы, хлеб, тарелки с холодными закусками, стаканы с напитками. Собирать пищевых отходов.

1.2. Цели и задачи производственного обучения по профессии – требования к результатам освоения

Целью производственного обучения является комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности, приобретение опыта практической работы обучающихся по профессии 13249 Кухонный рабочий.

Задачей производственного обучения является формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приёмам, операциям и способам выполнения трудовых процессов по профессии 13249 Кухонный рабочий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности обучающийся в ходе производственного обучения должен:

иметь практический опыт:

    Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов;

    приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов;

    Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы;

    На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи;

1.3. Количество часов на освоение рабочей программы производственного обучения:

всего – 60 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

По профессии 13249 Кухонный рабочий

Результатом производственного обучения является освоение: общих компетенций (ОК):

Наименование результата практики

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

профессиональных компетенций (ПК):

Наименование результата обучения

Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов.

Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы.

Доставлять приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов.

На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи.

Производит влажную уборку зала и служебных помещений.

3 . СТРУКТУРА и содержание ПОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по ПРОФЕССИИ КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

3.1. Содержание производственного обучения

Код и наименование профессии

Тема занятия учебной практики

Количество часов

Вид работ

Объем часов

13249 Кухонный рабочий

Тема 1. Ознакомление с предприятием общественного питания.

Техника безопасности на предприятии.

Спецодежда работника кухни (куртка, фартук, косынка, резиновые сапоги): уход и хранение. Личная гигиена.

Подготовка рабочего места

Тема 2. Подготовка сырья необходимого для приготовления пищи.

Механическая обработка овощей.

Выполнение вспомогательных работ при изготовлении блюд и кулинарных изделий

Тема 3. Оборудование предприятия общественного питания .

Правила безопасного использования кухонного оборудования.

Обслуживание производственного оборудования

Тема 4. Обработка столовой посуды, используя моющие средства. Приготавление растворов для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями.

Виды моющих средств

Обработка посуды с моющими средствами

Тема 5 . Организация влажной уборки зала и служебных помещений.

Организация влажной уборки на предприятии

Дифференцированный зачет

Всего часов:

4. условия реализации производственного обучения по ПРОФЕССИИ 13249 КУХОННЫЙ РАБОЧИЙ

4.1. Требования к документации, необходимой для проведения производственного обучения:

Перечень документов, необходимых для организации и проведения производственного обучения:

    Закон «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29. 12. 2012 г.;

    Приказ Минобрнауки РФ от 02. 07. 2013 г. № 513«Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 декабря 2013 г. № 1348 «О внесении изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513»;

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 51 (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд);

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2015 № 17 «О внесении изменения в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292. Зарегистрирован в Минюсте РФ 03. 04. 2015 № 36710;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам". Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. № 29444;

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № 1244 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 января 2014 г. № 31014;

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»,зарегистрирован в Минюст России № 28785 от 14 июня 2013 г.;

    Приказ Минюста России № 67 от 7 мая 2013 г. «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы». Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 мая 2013 г. № 28435;

    Рабочая программа производственного обучения;

    График учебного процесса;

    Журнал регистрации инструктажей по ОТ;

    Комплект оценочных средств для проведения текущего, промежуточного контроля (дифференцированный зачет по практике).

4.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Производственное обучение проводится в производственных цехах столовой исправительного учреждения.

Производственное обучение проводится мастерами производственного обучения.

Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении производственного обучения составляет не менее 18 часов в неделю независимо от возраста.

Оснащение учебных рабочих мест производственных цехов столовой:

Технологическое оборудование:

Рабочие места для обучающихся;

Молоток для отбивания (тяпка);

Рабочее место преподавателя;

Стенды, макеты, плакаты;

Наглядные пособия;

Сито конусообразное

Весы настольные;

Скребок для очистки рыбы;

Разделочные доски;

Стеллаж стационарный;

Ножи поварской тройки;

Стеллаж передвижной.

Щипцы универсальные;

Нож для потрошения тушек;

Лопатка;

Нож шпиговальный;

Веселка;

Пинцет для удаления перьевых пеньков с тушек;

Топорик-молоток;

Шумовка;

Ножи-рубаки;

Ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей;

Мусат для точки и правки ножей;

Гастроемкости;

Производственное холодильное оборудование;

Кастрюли;

Производственное механическое

оборудование;

Сотейники;

Производственное тепловое оборудование;

Сито барабанное;

Оборудование раздачи

4.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Федеральный закон об образовании.

    Постановление Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05. 03. 2004 № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск № 51» (§ 15 Кухонный рабочий 2-й разряд).

    Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. Изд-во ‘Высшая школа’, 2015.

Дополнительные:

    Радченко Л. А. «Организация производства на предприятиях общественного питания». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.

    Богданова М. А. и др. «Оборудование предприятий общественного питания». - М.: Экономика, 2007.

    Учебно-методические пособия по профессиональному обучению.

    Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

    СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

6. Золин В. П. «Технологическое оборудование предприятий общественного питания», учебник для нач. проф. Образования – 5-е изд., стер. – М: Изд. центр «Академия».

7. Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, учебное пособие 5-е издание, издательский центр «Академия». 2014 г.

8. Бурашников Ю. М. Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле: Учеб. Для нач. проф. Образования / Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. – 2-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2005. -234 с.

9. Арустамов Э. А. «Безопасность жизнедеятельности». Москва. Издательство центр «Академия» 2008 год.

Интернет-ресурсы:

    Федеральный портал Российское образование edu.ru

    http://www.bestlibrary.ruOn-line библиотека

    http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России

    http://www.edic.ruЭлектронные словари

4.4. Общие требования к организации образовательного процесса производственного обучения

Производственное обучение реализуется рассредоточено, чередуясь с изучением общепрофессиональных и профессиональных дисциплин. Производственное обучение является составляющей частью профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по производственному обучению является дифференцированный зачет.

4.5. Кадровое обеспечение образовательного процесса производственного обучения

Руководство производственным обучением осуществляет мастер производственного обучения.

Мастера производственного обучения должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю специальности, проходить обязательную стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.

Мастер производственного обучения должен знать:

1. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

2. Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

3. Учебные программы по производственному обучению; технологию производства по профилю обучения; правила технической эксплуатации производственного оборудования;

4. Основы педагогики, психологии; методики профессионального обучения и воспитания обучающихся; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

5. Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;

6. Основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

7. Основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

8. Правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Контроль и оценка результатов освоения ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения производственного обучения в соответствии с учебным планом обучающиеся проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Доставлять сырьё и полуфабрикаты в цех по приготовлению пищи, открывать мешки, бочки и другую тару с продуктами, вскрывать консервные банки из стекла и жести так, чтобы обеспечить в них сохранность продуктов.

Качественное выполнение работ в соответствии с разрядом, инструкцией.

Рациональная организация рабочего места при обработке сырья.

Наблюдение за действиями на практических занятиях по теме;

Проверка знаний на ДЗ по спец. технологии;

Проверка знаний и умений на экзамене квалификационном.

ПК 2. Заполнять электрические (газовые) котлы водой и включать их, а также плиты, кипятильники и шкафы.

ПК3.Доставлять приготовленные блюда к раздаче, очищать посуду и собирать отходы пищевых продуктов.

ПК 4.На протяжении дня мыть столовую посуду, используя моющие средства. Приготавливать растворы для дезинфекции в соответствии с санитарными требованиями. Доставлять чистые тарелки и стаканы на столы для раздачи.

ПК 5. Производит влажную уборку зала и служебных помещений.

Разработчик:

ФКП образовательное

учреждение № 233 мастер п/о Н. В. Исачкова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Жизнь требует, чтобы система профессионального образования готовила всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых рабочих, владеющих профессиональным мастерством, способных быстро осваивать новую технику и технологию, уверенно ориентироваться в стремительном потоке политической и научной информации, иметь активную жизненную позицию.

Ведущее место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессиональном учебном заведении занимает производственное обучение. Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

* органическое единство учебного и воспитательного процессов;

* соединение обучения с производительным трудом учащихся;

* формирование у учащихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;

* творческое разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;

Основной формой организации учебного процесса при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональном образовательном учреждении является урок.

Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприяные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

Методика производственного обучения. Упражнения

Упражнения -- основной метод производственного обучения.

Методы обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил, способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.*1

Упражнение - метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.*1

Упражнения являются обязательной частью изучения любого предмета, им всегда предшествуют прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.

Упражнения должны представлять продуманную, педагогически обоснованную систему, предусматривающую последовательное формирование у учащихся необходимых умений и навыков. Основными критериями, которыми надо руководствоваться, намечая систему упражнений по соответствующей теме, являются:

· последовательность и взаимосвязь упражнений по содержанию;

· постепенное повышение сложности содержания и поставленных задач;

· постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся;

· разнообразие по содержанию и дидактическим задачам;

· правильное распределение во времени;

· повторяемость в пределах взаимосвязанного материала.

Эти требования характерны как для упражнений по теме, так и для системы упражнений, проводимых в период обучения в учебных мастерских в целом. Особое внимание организации и методике проведения упражнений должно быть уделено во время изучения операционных тем. Применительно к основным, ведущим частям темы необходимо запланировать конкретные упражнения, последовательность их выполнения, ориентировочное количество времени на каждое упражнение.

При распределении времени на упражнения по теме в целом нужно исходить из общего количества часов, отведенных программой (за вычетом времени на инструктаж), имея в виду, что все производственное обучение учащихся -- это последовательная цепь упражнений. Приведем пример системы упражнений по теме «Припасовка деталей» (24 ч), Распиливание -- 12 ч (2 ч на, инструктаж, 10 ч на упражнения)

1-е упражнение -- разметка, высверливание и вырезание (вырубание) проемов (зев гаечного ключа) -- 0.5 ч.

2-е упражнение (тренировочное) -- пользование предельными шаблонами и вы.работка1ми -- 0,5 ч.

3-е упражнение -- распиливание проемов открытого прямолинейного контура (зев гаечного ключа) -- 2 ч.

4-е упражнение --разметка и высверливание отверстий прямолинейного контура (отверстие в подвижной губке столярной струбцины) -- 0,5 ч.

5-е упражнение (тренировочное) -- обработка отверстия вращающимися напильниками -- 0,5 ч.

6-е упражнение -- распиливание по разметке отверстий прямолинейного контура (отверстие в подвижной губке столярной струбцины) -- 2,5 ч.

7-е упражнение -- разметка и высверливание отверстий сложного контура (отверстие в молотке) -- 0,5 ч.

8- е упражнение -- распиливание отверстий сложного контура (отверстие в молотке) -- 3 ч.

Припасовка двух деталей--12 ч (2 ч на инструктаж, 10 ч на упражнения)

1-е упражнение (тренировочное) -- пользование разметочными шаблонами -- 0,5 ч.

2-е упражнение -- разметка и вырезание заготовок шаблонов и контршаблонов открытого прямолинейного контура (шаблон для заточки резцов) -- 0,5 ч.

3-е упражнение (тренировочное) --пользование шаблонами и контршаблонами -- 0,5 ч.

4-е упражнение -- обработка и припасовка шаблонов и контршаблонов открытого прямолинейного контура (шаблон для заточки резцов) -- 3,5 ч.

5-е упражнение -- разметка и высверливание отверстий прямолинейного контура для последующей припасовки (отверстие неподвижной губки столярной струбцины) -- 0,5 ч.

6-е упражнение -- обработка и припасовка двух деталей закрытого прямолинейного контура (соединение неподвижной губки и штанги столярной струбцины) -- 4,5 ч.

Поскольку операционные темы обычно включают большое количество новых для учащихся разновидностей операций и трудовых приемов (причем эти приемы зачастую значительно отличаются друг от друга как по сложности, так и по технике выполнения), целесообразно рекомендовать в необходимых случаях сочетать вводное инструктирование и упражнения. Обычно применяются следующие способы такого сочетания.

Целостное: вначале проводится инструктирование по всем приемам, затем выполняются упражнения (приемы легки для усвоения в целом).

Простая последовательность: проводится инструктирование по выполнению приема, затем учащиеся упражняются в его выполнении и т. д. (приемы новые и сложные для усвоения):

Комплексное: вначале проводится инструктирование по нескольким однородным приемам, затем следуют упражнения учащихся в их выполнении и далее в таком же порядке (применяется при изучении операций, содержащих значительное количество разнородных приемов) :

Неполная последовательность: инструктирование проводится только по незнакомым, новым приемам, а упражнения выполняются последовательно все (применяется когда в составе операции только часть новых приемов):

Прогрессивная последовательность: вначале проводится инструктирование по первому приему, затем соответствующие упражнения, далее инструктирование и упражнения по второму приему, после чего учащиеся упражняются в выполнении первого и второго приемов вместе. Затем в таком же порядке проводится инструктирование и упражнения в выполнении остальных приемов, входящих в операцию (применяется в тех случаях, когда тема или операция содержит приемы, выполняемые в строго определенной последовательности)

Подобное сочетание вводного инструктирования по новым, сложным, незнакомым для учащихся приемам и упражнений можно рекомендовать в темах, включающих выполнение учебно-производственных работ комплексного характера.

Мастер руководит упражнениями учащихся путем текущего их инструктирования. Текущий инструктаж как по значению, так и по времени, отведенному на него, является основным структурным элементом каждого занятия производственного обучения. Поэтому необходимо тщательно продумать как наиболее эффективно его провести.

Текущее инструктирование мастер проводит в процессе работы учащихся. Решения, которые принимает мастер в этот период, диктуются конкретной обстановкой, конкретными условиями. Поэтому обычно сложно заранее запланировать все действия мастера, которые бы полностью отражали все возможные ситуации.

При проведении текущего инструктажа, следует учитывать следующее:

· четко определять цель упражнений, добиваться осознания ее учащимися;

· вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;

· постоянно развивать у учащихся способности самостоятельно анализировать свой труд,

· находить причины ошибок и способы их устранения и предупреждения;

· побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;

· не вмешиваться в работу учащихся, когда в этом нет необходимости;

· не давать учащимся готовых указаний, как исправить ошибку; добиваться, чтобы они сами поняли, осознали ее и нашли способы устранения и предупреждения;

· помощь учащимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;

· если допускаемые ошибки типичны для большинства учащихся, необходимо проводить коллективное текущее инструктирование;

· не доделывать работу за учащихся -- это приучает их к безответственности;

· поощрять творческий подход учащихся к выполнению задания;

· приучать учащихся к планированию своего труда и самоконтролю;

· постоянно воспитывать у учащихся высокую культуру труда;

· для обучения передовым, высокопроизводительным приемам работы нужно побуждать учащихся применять их, помогать разбираться в возникающих трудностях, повторно инструктировать и показывать приемы;

· практиковать прикрепление лучших учащихся к менее успевающим, назначение общественных контролеров продукции из наиболее успевающих учащихся;

· наблюдать за рациональным использованием рабочего времени и добиваться высокой производительности труда учащихся;

· обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся;

· оказывать постоянную помощь отстающим учащимся путем повторного объяснения, показа трудовых приемов и проведения дополнительных упражнений;

· воспитывать у учащихся привычку правильной организации рабочего места;

· проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил техники безопасности;

· не откладывать контроль работы учащихся до ее окончания, широко практиковать промежуточный текущий контроль;

· при оценке работы учащихся прежде всего исходить из положительных моментов.

При подготовке к уроку, при проведении текущего инструктажа нужно учитывать возможные ситуации, запланировать способы организации индивидуального и коллективного инструктирования, приемы, применяемые мастером для активизации учащихся, для формирования у них навыков самоконтроля, самостоятельности, умений применять полученные знания для развития творческих способностей.

На основе ранее проанализированных типичных ошибок учащихся, мастер должен принять меры по их предупреждению и устранению. Важно также научить учащихся уметь анализировать выполненную или выполняемую работу, принимать мотивированные решения, осознанно осуществлять рекомендации мастера, пользоваться учебно-технической документацией.

При изучении сложных операций и выполнении работ комплексного характера необходимо особое внимание уделить способам формирования у учащихся умений планировать свой труд, наблюдать за работой оборудования, контролировать и оценивать ход и результаты технологического процесса, обнаруживать и диагностировать неполадки в работе машин, механизмов, приборов, агрегатов, определять способы их устранения и предупреждения.

Важное значение для формирования прочных умений и навыков учащихся, развития их творческой активности, установления связей производственного обучения со специальными, общетехническими и общеобразовательными предметами имеет выполнение учащимися комплексных межпредметных заданий, особенно на более поздних этапах обучения. В таких случаях мастером должны быть рекомендуемые перечни таких заданий и образцы их выполнения, применительно к содержанию темы.

В качестве примера ниже приводится вариант комплексного межпредметного задания, применяемого при обучении токарей.

Задание: определить элементы технологического процесса и изготовить деталь, изображенную на чертеже.

Исходные данные:

материал детали...

заготовка...

характер процесса изготовления...

Срок выполнения...

Теоретическая часть работы

1. Описать основные механические и технологические свойства материала детали.

2. Наметить и обосновать технологическую последовательность обработки детали.

3. Выбрать режущий и измерительный инструмент, обосновать его выбор. Вычертить... резец, обосновать геометрические параметры его режущей части. Описать свойства материала режущего инструмента.

5. Описать и обосновать настройку станка на обработку; сделать необходимые расчеты.

6. Выбрать и описать применение основных приспособлений. Предложить возможные усовершенствования приспособлений.

7. Описать и обосновать способы повышения производительности труда и качества работы при обработке деталей подобного типа.

Практическая часть работы: изготовить деталь (партию деталей).

Необходимо также привести задания, выполнение которых способствует развитию у учащихся способностей к рационализации и изобретательству.

Применительно к обучению металлистов тематика таких заданий может отражать следующие вопросы:

· разработка (конструирование) и изготовление приспособлений, повышающих производительность труда;

· совмещение технологических операций; замена ручных способов обработки механизированными;

· уменьшение затрат времени на выполнение вспомогательных операций;

· выполнение работ по расчлененной технологии;

· кооперирование труда между учащимися;

· совершенствование организации труда;

· совершенствование организации рабочего места; применение специализированного инструмента; модернизация оборудования;

· совершенствование режимов работы и т. п.

При подготовке к занятиям содержание заключительного инструктажа во всех деталях предусмотреть невозможно. Оно зависит от конкретных условий и результатов проведенного урока. На заключительном инструктаже необходимо проанализировать выполнение работы учащихся, рассказать о типичных ошибках, допущенных при выполнении работ, обратить внимание и продемонстрировать лучшие работы. Отметить факты нарушения техники безопасности, если такие были. Объявить оценки.

Роль инструкций и инструктажа в производственном обучении

производственный обучение урок инструктаж

В процессе производственного обучения большая роль принадлежит инструкциям и инструктажа - вступительном, текущем, заключительном. На ранних этапах овладения трудовыми навыкамиинструкции не должны быть слишком детализированными, чтобы не сковывать инициативу и творческий подход, однако они должны выполняться

Вводный инструктаж связан с объяснением цели и значение работы, организации рабочего места, оборудования и его эксплуатации, правил техники безопасности, демонстрацией наиболее рациональных способов и приемов исп-ния работы, ознакомлением с рабочей документацией, чертежами, схемами, инструктивными материалами. После этого начинается освоение трудовых приёмов.

Текущий инструктаж проводится регулярно по всему комплексу вопросов Цель - добиться четкого выполнения всех установленных работ и операций, норм выработки при строгом соблюдении правил техники безопасности и производственной дисциплины.

Заключительный инструктаж проводится с целью подведения итогов и оценки результатов работы учащихся

Дидактические системы производственного обучения

Производственное обучение на реальных рабочих местах должно учитывать конкретные условия (уровень механизации труда, тип производства) и характеристики трудовых процессов.

Оно организуется по следующим дидактическими системами:

· зональной;

· наращивания комплекта оборудования;

· ступенчатой за процессами;

· перемещения по рабочим местам

Зональная система предполагает освоение работ по зонам - частях сложного рабочего места с переходом к обслуживанию всего рабочего места

Система наращивания комплекта оборудования предусматривает последовательное увеличение количества обслуживаемого оборудования с одновременным расширением функций рабочего

При обучении по системе «ступенчатой??за процессами» последовательно изучаются трудовые процессы с увеличением сложности их структуры и содержания

Обучение по системе «перемещение по рабочим местам» позволяет последовательно освоить работы, которые должен выполнять рабочий данной профессии на узкоспециализированных рабочих местах

Первые две системы целесообразно использовать при организации производственного обучения в цехах с высоким уровнем механизации труда (операторы автоматических линий, наладчики сложного оборудования, рабочие-многостаночники) Две следующие системы используются при обучении рабочих, занятых на конвейерах и поточных линиях.

Там, где работа организована по предметно-технологическому принципу, производственное обучение рабочих целесообразно проводить по операционно-технологической системой, которая предусматривает последовательное освоение технолог логических операций, затем их комплексе.

На производстве применяется ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих По этой системе обучения рабочих осуществляется по единым учебным планам и программам, деланными для каждой ступени и профессии отдельно В цехах выделяются ученические рабочие места, создаются учебно-производственные участки, мастерские, лаборатории, цеха, учебно-курсовые комбинаты, объединяют все формы и виды обучения на производстве.

Структура занятия по производственному обучению

Как правило, в ходе урока производственного обучения осуществляются сразу все учебные функции, но доминирует одна, например, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер -- например, проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. Поэтому и структурно, и по продолжительности отдельных этапов уроки производственного обучения разнятся. Тем не менее, каждый из них содержит общие элементы. Рассмотрим этапы занятий производственного обучения подробнее.

Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологическую подготовку к занятиям. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение мастера всегда передается учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой психологического комфорта и ее создание -- важный момент этой части занятия.

На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам (при необходимости), раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если мастер сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует внимание учащихся на задачах, которые необходимо решить. Этот этап урока обычно занимает 5--10 мин (ориентировочно).

Второй этап -- по усмотрению мастера -- может быть, а может и отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знаний. Формы могут быть различными -- это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если таковое имело место), и диалог во время последующего объяснения учебного материала. Хочется подчеркнуть, что подразумевается под этим термином не привычный опрос, а ориентация на сотрудничество двух заинтересованных в обучении сторон (мастера и учащихся) с целью продуктивной работы по усвоению нового учебного материала.

Третий этап урока -- обязательный на каждом занятии -- вводный инструктаж. Он предваряет практическую часть урока и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.

Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.

На уроках самостоятельного изготовления учебно-производственных изделий вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках.

При обучении профессиям эксплуатационного характера на вводном инструктаже демонстрируются аппараты или механизмы, объясняется их устройство, работа и взаимодействие узлов, обращается внимание на эксплуатационные особенности и т.д.

Мастер на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.

Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.

Мастер вправе не планировать на этом этапе урока опрос -- как понят учащимися объясняемый технологический материал. Закрепление такого материала может осуществляться и в самом процессе работы (упражнений) учащихся.

Серьезным недостатком, встречающимся у молодых мастеров, является изложение на вводном инструктаже теоретического материала. Следует предметно показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя специальной технологии.

Следующий этап урока производственного обучения -- практические работы учащихся, которые могут носить характер самый разнообразный -- упражнений и самостоятельной работы, лабораторно-практических работ и игры учебно-производственного характера.

Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями. Таковыми могут быть:

проверка организации рабочих мест учащихся;

контроль соблюдения безопасных приемов труда;

соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий;

межоперационный контроль качества и соблюдения технических требований;

приемка и оценка выполненных работ.

Целевые обходы могут носить и другой характер, но последний из названных нами дает мастеру материал для последующего подведения итогов.

Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.

Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых приемов или операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует делать. Если же имеет место небрежное отношение к оборудованию или оснастке, нерациональное использование рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж может носить характер строгого внушения. Как поступать в каждом конкретном случае, должны подсказать здравый смысл и знание мастером производственного обучения основ психологии.

Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:

подведение итогов выполнения учебных задач;

разбор допущенных ошибок и выявление их причин;

анализ выполнения правил техники безопасности или технологической дисциплины (при необходимости);

сообщение результатов работы каждого;

объявление, что необходимо проработать дома (повторить к следующему занятию).

Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа урока, на которые молодой мастер должен обратить особое внимание.

1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют глубокого психологического проникновения в индивидуальность. Умение вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и труда.

2.При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся, создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в разнообразных ситуациях (в том числе и новых).

3.Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что наставник объективен в оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, создается доверие и здоровый психологический климат, доверительность в отношениях.

Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков производственного обучения, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы мастера и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного продуктивнее для обеих сторон.

Список литературы

Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999 - 568 с.

Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Е. П.Белозерцев; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

Казаков, А. Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. А. Г.Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 202. - 368 с.

Норенкова, Н. А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие / Н. А.Норенкова. - ГУ ПО и Н адм. Челяб. обл., Чел ИРПО. - Челябинск, 2001. - 50 с.

Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А.Смирнов, И. Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С. А.Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 512 с.

Шалунова, М. Г. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / Шалунова М. Г., Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. - 138 с.

Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость применения технических средств обучения. Некоторые виды тренажеров, применяемые для обучения по специализации "строительство". План-конспект урока производственного обучения. Условия для применения тренажеров в производственном обучении.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Подготовка молодых специалистов. Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля учащихся. Виды самоконтроля и их классификация. Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2011

    реферат , добавлен 21.01.2014

    Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Производственное воспитание, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения. Подготовка мастера к занятиям, подбор учебно-производственных работ.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса. Разработка тематического планирования и инструкционно–технологических карт для учащихся по теме "Системы счисления". Описание методики использование технологии дистанционного обучения.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2014

    Особенности воспитания учащихся в процессе производственного обучения. Сущность и виды инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Характеристика учебно-методического обеспечения производственного обучения в учебных мастерских.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Исследование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. Методики проведения самостоятельных работ, развивающих творческую активность учащихся на этапе текущего повторения и с учетом индивидуальных интересов и потребностей школьников.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2012

    Анализ особенностей самоконтроля у детей младшего школьного возраста. Отбор системы заданий по формированию самоконтроля при обучении математике по системе Эльконина-Давыдова. Проведение экспериментальной работы по формированию навыков самоконтроля.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    Процесс производственного обучения как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им учащихся. Особенности производственного обучения в средних профтехучилищах (ПТУЗ) и разработка плана-конспекта урока обучения в ПТУЗ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Понятие и уровни "познавательная активность". Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения. Приемы обучения, методические аспекты применения нестандартных уроков по парикмахерскому делу.

11.Особенности, характеристика и содержание процесса производственного обучения.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения. Периоды производственного обучения, роль мастера в их организации. Связь теоретического обучения с практикой. Методы и формы производственного обучения. Документы, определяющие процесс производственного обучения: нормативные, планирующие, отчетные. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям.

Производственное обучение как составная часть профессионального обучения

Производственное обучение ~ обязательная составная часть содержания профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования.

Главной целью производственного обучения является формирование профессионального мастерства учащихся; осуществляется оно постепенно в течение всего процесса обучения.

Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:

-качество выполнения работы - выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;

-производительность труда - выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;

    профессиональная самостоятельность - умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;

    культура труда - способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюде­ние правил безопасности труда;

    творческое отношение к труду - развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;

    экономическая целесообразность трудовой деятельности - способность к экономическому анализу выполняемого трудового про­цесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.

Реализация этих задач составляет сущность обучающей деятельности мастеров производственного обучения и учебной деятельности учащихся.

Основа производственного обучения - производительный труд, содержание которого определяется законами профессиональной педагогики, характером и содержанием труда рабочих (специалистов) соответствующего профиля и уровня квалификации, непосредственно участвующих в производственном процессе. Трудовой процесс является главным содержанием произ­водственного обучения, а естественнонаучные, научно-технические и тех­нико-экономические основы этих процессов становятся содержанием пре­имущественно теоретического обучения.

Такое разделение носит условный характер, так как производственное обучение во многом зависит не только от трудового процесса, но и от произ­водственного процесса в целом. Подробное содержание производственного обучения проводится в стандартах начального и других уровней профессио­нальной подготовки учащихся по профессии (специальности).

Важнейшей особенностью производственного обучения является обучение учащихся в специально организованных для этих целей учебных мастерских, лабораториях, учебных участках, полигонах, учебных хозяйствах, на тренажерах, учебных установках, максимально приближенных к условиям реального производства.

Производственное обучение проводится на базе соединения обучения с производительным трудом учащихся, на основе тесной взаимосвязи теории и практики. Единство производительного труда и обучения состоит в том, что выпуск продукции не является самоцелью, а только средством решения учебных задач. Практические навыки и умения формируются на основе зна­ний, которые в ходе их применения совершенствуются, углубляются, расширяются.

Это определяет необходимость, во-первых, координации изучения спе­циальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику, во-вторых, высокого уровня специальных зна­ний мастера производственного обучения, в-третьих, осуществления тесных межпредметных связей в деятельности мастеров и преподавателей специаль­ных предметов (специальной технологии).

Это предъявляет особые требования к подбору учебно-производственных работ учащихся, к материально-техническому оснащению учебного процес­са, выбору и применению форм, методов и методических приемов обучения. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает показ трудовых приемов, использование учеб­ной и производственной документации, демонстрация наглядных пособий, выполнение учащимися лабораторно-практических и производственных работ.

В последнее время все шире применяются новые нетрадиционные тех­нологии: диалог, деловые учебно-производственные игры, модульные техно­логии, индивидуальные творческие задания, новые информационные техно­логии, в том числе мультимедиа, другие средства активизации познаватель­ной деятельности учащихся. Следует подчеркнуть, что современные педаго­гические технологии используются не только как система организационных форм, методов, средств и технического оснащения занятий, но, прежде всего, как способы организации совместной деятельности, сотрудничества мастера и учащихся в достижении учебно-воспитательных целей.

Для характеристики производственного обучения важным является во­прос о его педагогической логике. Учащихся нельзя включать сразу в процесс выполнения работ, характерных для содержания труда квалифицированного рабочего (специалиста) в соответствующей профессии, - это непосильная за­дача. Обучение профессии предполагает расчленение содержания труда на отдельные составные части - учебные единицы (трудовые приемы, способы, отдельные функции, операции, виды работ, ситуации), обучение учащихся выполнению этих элементов, а затем уже включение их в выполнение работ законченного характера, типичных для профессии. Таким образом, производ­ственное обучение носит аналитико-синтетический характер. Конкретное со­держание учебных единиц, их сочетание и порядок освоения для определен­ных групп профессий отражают систему производственного обучения.

При приеме на работу работника без квалификации и специальности с последующим обучением с ним заключается трудовой договор , в котором должны содержаться все условия, предусмотренные ТК: данные о работнике, основные права и обязанности, срок трудового договора, порядок оплаты и т.д. Срок действия такого договора допускается ограничивать временем, необходимым работнику для обучения и сдачи квалификационного экзамена.

В договоре также можно отразить:

  • - обязанность нанимателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • - обязанность работника пройти обучение и успешно сдать квалификационный экзамен;
  • - срок обучения;
  • - обязанность работника в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с нанимателем в течение определенного срока;
  • - возможность расторжения договора в случае несдачи квалификационного экзамена, пропуска занятий без уважительных причин и т.д.

При указании трудовой функции работника у нанимателя могут возникнуть определенные вопросы. Дело в том, что обучаемый еще не обладает должной квалификацией, чтобы выполнять работу по трудовой функции, например, столяра либо резчика изделий - он принимается на работу с последующим обучением.

На практике наниматели нередко указывают в договоре "ученик столяра". Это обусловливается тем, что согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников запись в трудовую книжку лиц, поступивших на работу в качестве ученика, должна вноситься после издания приказа, но не позднее недельного срока. Однако в данной Инструкции не содержится уточнения, какую конкретно запись (с упоминанием слова "ученик" или без него) следует производить.

Необходимо учитывать, что наименование профессий, должностей, специальностей в трудовом договоре должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь . Наименование профессии рабочего устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами .

В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих" также отсутствуют наименования профессий, содержащие понятие "ученик". Следовательно, в трудовую книжку вносится наименование профессии без указания "ученик".

Представляется возможной следующая формулировка записи в трудовом договоре обучаемого:

1. Наниматель принимает Иванова Ивана Ивановича на работу по профессии резчик материалов и изделий с предварительным обучением по данной профессии

На основе трудового договора издается приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу, а также приказ о направлении работника на обучение.

Образовательный процесс при профессиональной подготовке рабочих состоит из двух этапов: теоретическое и производственное обучение .

Теоретическое обучение направлено на овладение теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии , а производственное - на развитие практических умений и навыков по профессии .

Производственное обучение может проходить после теоретического обучения или чередоваться с ним .

Руководит обучением, как правило, непосредственный начальник, который должен иметь высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии (например, мастер, начальник цеха и т.д.). К процессу теоретического обучения могут привлекаться иные специалисты организации с высшим или средним специальным образованием (инженер по охране труда, специалист по кадрам, главный энергетик и др.), а также педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций .

Нанимателю следует также определить, кто непосредственно будет обучать нового работника. Работнику, на которого в пределах его рабочего времени возложены дополнительные обязанности по обучению , устанавливается доплата (однако если в его рабочую (должностную) инструкцию внесены обязанности по обучению рабочих, доплата не полагается).

Формулировка приказа:

ИВАНОВА Ивана Ивановича на работу 18.06.2012 резчиком материалов и изделий в производственный цех

Формулировка приказа:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1. ИВАНОВА Ивана Ивановича, резчика материалов и изделий производственного цеха, направить на индивидуальное обучение сроком на один месяц с 19.06.2012 по профессии "резчик материалов и изделий 1-го разряда".
  • 2. Руководство обучением Иванова И.И., резчика материалов и изделий производственного цеха, возложить на начальника производственного цеха Копейко Петра Ивановича.
  • 3. Производственное обучение Иванова И.И. поручить резчику материалов и изделий 4-го разряда производственного цеха Смирнову Петру Петровичу с доплатой в размере 500000 руб.

При приеме на работу с предварительным обучением наниматель обязан выполнить все иные действия, предусмотренные законодательством о труде .

Обучение работника на предприятии проводится в соответствии с типовыми учебными планами по профессиям рабочих и Рекомендациями.

Помимо этого на производстве могут действовать иные локальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы производственного обучения, условия оплаты труда обучающих работников, инструкции об организации и проведении квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве и т.д.

Наниматель обязан организовать обучение должным образом: предоставить необходимое оборудование и инструмент, производственные помещения и т.д. Обучаемый осваивает теоретический курс, выполняет указания обучающего при прохождении производственного обучения.

В процессе подготовки знания обучаемого проверяются текущей аттестацией , проводимой в форме собеседования или зачета. Результаты аттестации оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками "зачтено", "не зачтено". Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов и "зачтено".

Производственное обучение - составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.

Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль .
В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитичеекие, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.

Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом - своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.
Специфика овладения содержанием профессий широкого профиля в условиях рыночной экономики требует от учащихся владения разносторонними умениями учебной деятельности, знаниями и умениями эффективного самоопределения в разнообразных условиях рынка труда. В этой связи в ряде профессиональных учебных заведений, прежде всего в профессиональных лицеях, а также в «продвинутых» профессиональных училищах, ведущих преемственную подготовку квалифицированных рабочих и техников, в учебный процесс включаются предметы, в совокупности составляющие курс «Психология становления и саморазвития личности». Курс состоит из трех самостоятельных предметов: «Психология познавательной деятельности», в рамках которого учащиеся изучают психические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, осваивают технологию продуктивной учебной деятельности, отрабатывают навыки эффективного слушания, рациональной работы с текстом, конспектирования, публичных выступлений; «Психология личности», в процесс изучения которого входит представление о личности, ее структуре и особенностях, о проблемах межличностных отношений; «Проектирование карьеры», целью изучения которого является получение основных знаний и практических умений построения и осуществления стратегии и тактики профессионального становления и поэтапного осуществления намеченного.

Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.
Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов - «учебных единиц», составляющих предмет изучения и обучения.
Профессия - род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).
Специальность - постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь-карусельщик; токарь-револьверщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).
Квалификация - степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.
В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями. Первая ступень предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования; четвертая - предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.
Трудовая деятельность рабочего, специалиста - это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) по большинству профессий (специальностей) включает следующие типичные функции: планирование и подготовка - вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание - основные функции.

Кратко рассмотрим содержание этих функций.
Планирование трудового процесса - ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.
Подготовка трудового процесса - проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.
Контроль трудового (производственного) процесса - текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.
Обслуживание трудового процесса - уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста «удельного веса» вспомогательных функций планирования и подготовки производственного процесса. Рабочий все меньше непосредственно воздействует на предмет труда. Сначала он исключается из производственного процесса как источник необходимой энергии, затем последовательно машине, аппарату, установке передаются вспомогательные функции рабочего, а на этапе автоматизации производства на машину возлагается все большая часть функций непосредственного управлении производственным процессом. Основным содержанием труда рабочего, специалиста становится контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы. Ведущее место в их труде занимают интеллектуальные умения, способность быстро осмысливать обстановку, принимать обоснованные решения. Поэтому рабочий, специалист должен иметь широкие и разносторонние общеобразовательные, общетехнические и специальные профессиональные знания.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем «учебных единиц», т. е. элементарных составляющих, имеет структурный анализ трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря - изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции , каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации - способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Например, токарная операция - обтачивание наружных цилиндрических поверхностей - включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т. п. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием . Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.

Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.
Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.

Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;
2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;
3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями. В ряде случаев искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях - при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.

Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.