Государственный оборонный заказ россии. Источники: втс «бастион», минобороны рф, «красная звезда», тасс, риа новости и др Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ

  • за последние пять лет государственный оборонный заказ (ГОЗ) вырос в России почти в три раза, существенно превысив уровень военного экспорта, который ранее являлся основой выживания для российского ОПК;
  • Министерство обороны РФ начало серийные закупки вооружений и военной техники (ВВТ), увеличило финансирование НИОКР, перешло к подписанию среднесрочных (трехлетних) контрактов;
  • между тем многие проблемы ГОЗ еще не решены (тот же индекс-дефлятор), при этом военное ведомство ужесточило свою позицию по отношению к национальной промышленности, начав импорт иностранных ВВТ.

Определение

В этой статье под государственным оборонным заказом мы понимаем общую сумму расходов федерального бюджета РФ на ремонт и модернизацию имеющихся вооружений и военной техники, на закупку новых ВВТ, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) только в интересах российских Вооруженных Сил. Иными словами, госзаказ других силовых ведомств не принимается во внимание.

Общая ситуация

Быстрый рост государственного оборонного заказа (ГОЗ) России начался в 2005 году, когда он увеличился почти на треть по сравнению с предшествующим годом, составив 148 миллиардов рублей. Через год была утверждена Государственная программа вооружения на период 2007–2015 годов (ГПВ-2015). Благодаря нарастающему военному финансированию (см. рисунок 1) она стала первой подобной программой в России, которая действительно начала исполняться. Этот факт позволил промышленности приступить к выстраиванию более или менее долгосрочных производственных планов.

Коллаж Андрея Седых

В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства. С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны (см. рисунок 2), и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт. Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.

Точная номенклатура вооружений, закупаемых в рамках ГПВ-2015, неизвестна, однако в 2006 году руководство Министерства обороны России озвучило общие запланированные показатели: «Программа включает оснащение 200 соединений и частей. Вооруженные Силы РФ получат около 3000 единиц нового вооружения различного предназначения и более 5000 модернизированного различного назначения. Сухопутные и Воздушно-десантные войска будут перевооружены на новое, модернизированное вооружение, а это более 300 батальонов, несколько ракетных бригад. В ВВС и ПВО поступят более тысячи боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. В ВМФ будут осуществлены поставки нескольких десятков кораблей, подводных лодок, в том числе пяти стратегических ракетоносцев».

В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94 триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51 триллиона рублей (91 процент). Из общей суммы 63 процента планировалось потратить на закупку новых ВВТ, на НИОКР закладывалось еще 20 процентов бюджета программы.


Судя по всему, ГПВ-2015 с точки зрения объемов финансирования делится на два этапа: 2007–2010 годы и 2011–2015 годы, так как по многим видам ВВТ предполагается резко нарастить закупки именно после 2010 года. Кроме того, допускается, что в 2011-м программа будет подвергнута корректировке. Об этом говорят последние события по подготовке и утверждению Государственной программы вооружения на период 2011–2020 годов, которая, очевидно, построена на основе «второй части» ГПВ-2015, но является «дополненной и расширенной» с учетом новых реалий, таких, как «новый облик» Вооруженных Сил РФ и осмысление результатов войны с Грузией в августе 2008-го. Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трехлетние контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования с пресловутым индексом-дефлятором, что делало такие контракты для промышленности заведомо убыточными.

Таким образом, несмотря на общую правильность идеи перехода к среднесрочной контрактации закупок, на практике она сталкивается с рядом традиционных неразрешенных моментов. К традиционным проблемам также относятся высокие ставки кредитования и отсутствие влияния у головного подрядчика на ценообразование у производителей второго уровня кооперации.


Наконец, новой тенденцией ГОЗ, получившей в СМИ неоднозначную оценку, стал рост закупок ВВТ у зарубежных производителей. К настоящему моменту велись единичные закупки в интересах Сухопутных войск, но потенциальное приобретение нескольких универсальных десантных кораблей типа Mistral может резко повысить долю иностранных вооружений в Российской армии.

В августе 2009 года российское правительство обозначило новые приоритеты военного строительства. В число ключевых вошли развитие стратегического ядерного потенциала, средств ракетно-космической обороны, оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи, а также укрепление военной инфраструктуры. Отчасти перемены в приоритетах были вызваны российско-грузинской войной 2008 года, в результате чего в ГОЗ-2010 попало такое направление, как «обеспечение работ по усилению контингента наших Вооруженных Сил и строительство соответствующей военной инфраструктуры на важнейших стратегических направлениях, включая Южное, и модернизация Черноморского флота».

Стратегические ядерные силы

Приоритет финансирования стратегических ядерных сил (СЯС) в России никогда не подвергался сомнению. Однако на протяжении 2000-х годов относительная доля СЯС в расходах на оборону снижалась, что, очевидно, связано не со снижением приоритета СЯС, а с ростом абсолютного бюджета МО. Если в 1999–2000 годах на СЯС уходило порядка 95 процентов объема ГОЗ, то в 2007-м на «ядерные» цели было потрачено только 23 процента средств.

Вероятно, в последующие годы эта цифра оставалась на том же уровне, что косвенно подтверждается тем, что ГПВ-2015 предполагает выделение порядка 20 процентов средств на закупку ВВТ для стратегических ядерных сил.

Основными закупочными программами для РВСН являются программы по закупке межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» (разработка которой была завершена в рамках ГПВ-2015). В 2007–2009 годах было закуплено 24 МБР «Тополь-М» (в том числе 15 мобильных) и три первые серийные мобильные МБР «Ярс». Кроме того, продолжалось финансирование работ по поддержанию в боевом составе ракетных комплексов предыдущего поколения: Р-36М/М2, УР-100НУТТХ и РТ-2ПМ. Очевидно, что к 2015–2017 годам объем средств на поддержание в строю старых систем будет снижаться, что в случае сохранения нынешнего уровня закупок новых МБР может означать снижение доли расходов на Ракетные войска стратегического назначения.

В то же время, вероятно, увеличится доля морской ядерной составляющей. Сейчас основными активно финансируемыми программами являются строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 и разработка главного оружия для них – баллистической ракеты «Булава-30».

Несмотря на то, что стапельный период строительства головного РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий» был успешно завершен в 2008 году и с 2009-го лодка проходит испытания, программа остается в подвешенном состоянии из-за неудачных пусков «Булавы». Между тем ведется строительство серийных РПКСН проекта 955А «Александр Невский» и «Владимир Мономах», начато фактическое строительство четвертого РПКСН этого проекта «Святитель Николай».

Параллельно со строительством РПКСН четвертого поколения ведется активная работа по модернизации РПКСН предыдущих проектов 667БДРМ и 667БДР, которые составляют основу морских стратегических ядерных сил. В 2007–2009 годах был закончен ремонт двух РПКСН проектов 667БДРМ и 667БДР, а также произведена закупка для них порядка 20 баллистических ракет Р-29РМУ-2 «Синева», причем их производство ведется на основе долгосрочного контракта. Так, по состоянию на начало 2008 года ОАО «Красноярский машиностроительный завод» имело заказ на производство ракет «Синева» до 2014 года.

Авиационная компонента СЯС также получала финансирование, и основной программой здесь стала закупка и модернизация стратегических бомбардировщиков Ту-160. В 2007–2010 годах ВВС закупили один новый бомбардировщик, достроенный из задела, и модернизировали три строевых Ту-160. Одновременно проводился ремонт стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.

Также, вероятно, в данный период закончились испытания новой крылатой ракеты, и ее закупки предположительно будут осуществляться уже в 2010 году.

Таким образом, с учетом масштаба проводимых работ можно констатировать, что в СЯС наибольшим приоритетом пользуется морская компонента и основные средства ГОЗ выделяются на нее. В случае успешного окончания испытаний «Булавы» расходы на морские стратегические вооружения могут даже возрасти, так как придется закупать боекомплект для строящихся РПКСН – по 16–20 ракет на каждый крейсер, а кроме того, очевидно, ускорятся темпы достройки РПКСН.

Космические войска

В области закупок для Космических войск можно констатировать стабильное положение. Последние годы Космические войска проводят примерно равное количество пусков ракет-носителей. Номенклатура запускаемых спутников довольно обширна: в ней имеются спутники разведки, связи, ретрансляционные, предупреждения о ракетном нападении и навигации. В то же время значительные финансовые ресурсы выделяются на разработку ракеты-носителя нового типа «Ангара» (в том числе наземной инфраструктуры для нее), однако сроки готовности постоянно переносятся. Как представляется, резкого роста расходов на Космические войска в относительных цифрах ожидать не следует.

Кроме спутников, в соответствии с концепцией военно-космической обороны до 2016 года планируется принять на вооружение новые РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Воронеж-ДМ», загоризонтные РЛС «Контейнер», «Небо», «Подлет» и «Резонанс», работы по которым также финансируются. В 2007–2008 годах руководство Космическими войсками подтвердило курс на отказ от использования РЛС СПРН, расположенных вне территории России, и по мере отказа от них на территории России планируется развернуть еще две РЛС СПРН – «ближе к Уралу и на Дальнем Востоке». В общей сложности МО планирует закупить пять или шесть РЛС СПРН «Воронеж-ДМ» с целью создания полного радиолокационного поля над территорией России к 2015 году.

Военно-воздушные силы

В области закупок для ВВС в последние годы происходит, пожалуй, наиболее динамичное развитие. Именно на 2007–2010 годы пришлись окончание постройки первых опытных экземпляров российского истребителя пятого поколения Т-50 и начало его летных испытаний. Очевидно, что финансирование этой программы продолжится и она, вероятно, будет оставаться самой затратной для ВВС, возможно, ее стоимость даже увеличится вместе с началом производства предсерийных самолетов в 2012 году.

Кроме того, ВВС активно наращивают закупки новой техники. Так, в 2008–2009 годах были заключены контракты на поставку 130 самолетов. Из них следует отметить крупнейший в постсоветское время контракт на поставку 48 истребителей Су-35С, четырех Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 миллиардов рублей. Вторым по объему стал контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 стоимостью 33,6 миллиарда рублей.

В период действия ГПВ-2015 впервые после почти 15-летнего перерыва новая авиационная техника стала передаваться в ВВС. В 2007–2009 годах в войска было поставлено порядка 40 новых самолетов, однако большая часть из них (31) пришлась на истребители МиГ-29СМТ/УБТ, выкупленные МО после отказа от них Алжира. Эта сделка стоимостью 25 миллиардов рублей, судя по всему, не была предусмотрена ГПВ-2015 и фактически стала «сверхплановой» закупкой ВВС. Начались также закупки вертолетов: промышленность выпустила около 40 вертолетов для нужд российских Вооруженных Сил, включая около 20 новейших боевых Ми-28Н. В 2010-м к этому числу должны добавиться еще 27 самолетов и более 50 вертолетов (включая восемь Ми-28Н и шесть Ка-52А).

На рассматриваемый период пришлось и серийное производство новой ЗРС С-400. В 2007–2009 годах в войска было передано два дивизиона С-400 и еще пять предполагается поставить в 2010 году. Кроме того, были завершены испытания ЗРПК «Панцирь-С1», а с 2009-го начались поставки серийных комплексов в войска.

Активно осуществлялись ремонт и модернизация авиационной техники. Основными программами стали модернизация истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ, фронтового бомбардировщика Су-24М до уровня Су-24М2 и штурмовиков Су-25 до уровня Су-25СМ.

Также велись работы по модернизации истребителей МиГ-31Б и ряда самолетов специального назначения и военно-транспортной авиации, но объемы этих работ были незначительны.

Военно-морской флот

За последние годы ВМФ удалось завершить строительство ряда долгостроев, которые находились на стапелях еще с советских времен, а также заложить корабли новых проектов. Так, в 2010 году наконец спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 «Северодвинск», что является этапным моментом в ходе реализации программы, а в 2009-м заложили однотипную АПЛ «Казань». В 2010 году после почти шести лет испытаний была передана флоту головная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 677 «Санкт-Петербург», в 2008-м Северный флот пополнился опытной подводной лодкой проекта 20120 «Саров».

В рамках одного из недавно обозначенных приоритетов ГОЗ – усиление Черноморского флота: в августе 2010 года была заложена ДЭПЛ проекта 06363 «Новороссийск» и до конца года ожидается закладка еще двух однотипных кораблей.

При этом закупочная политика ВМФ получила большую известность благодаря обсуждению возможности закупки до четырех французских универсальных десантных кораблей (УДК) типа Mistral. В случае подписания контракта он может стать крупнейшим для ВМФ, не считая программы строительства РПКСН (стоимость четырех УДК оценивается в два миллиарда долларов), а также беспрецедентным случаем в отношении закупки столь дорогостоящей зарубежной техники.

В области надводного флота следует отметить положительную динамику. Был достроен фрегат проекта 11540 «Ярослав Мудрый» (начало строительства – в 1986 году) и введен в строй головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», а также спущен на воду первый серийный корвет того же проекта «Сообразительный». Продолжалось строительство головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2009 году была произведена закладка однотипного фрегата «Адмирал флота Касатонов». Вероятно, до конца 2010 года будет осуществлена закладка трех фрегатов на основе модифицированного проекта 11356 для нужд Черноморского флота. Кроме того, в 2007–2009 годах флот пополнился одним морским тральщиком проекта 02668 и пятью десантными катерами. В августе 2010-го произошла закладка малого ракетного корабля проекта 21631 «Град Свияжск», которой станет головным в серии из пяти подобных кораблей.

Наряду с крупными боевыми единицами велось строительство вспомогательных кораблей и катеров, которых было построено не менее десяти.

ВМФ также активно проводил ремонты подводных лодок и надводных кораблей. Не считая стратегических ракетоносцев, в 2007–2009 годах был произведен ремонт четырех АПЛ и одной ДЭПЛ, а также нескольких кораблей первого и второго рангов, включая тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Впрочем, в 2009-м средства на ремонт кораблей были сокращены, что не замедлило сказаться на темпах ремонта, в частности АПЛ проектов 949А и 971 Северного флота.

Сухопутные войска

Сухопутные войска за рассматриваемый период не переживали серьезных потрясений в области закупочной политики и финансирования. Анализ динамики закупок военной техники показывает, что Сухопутные войска продолжают планомерное перевооружение на танки Т-90А (закуплено порядка 156 танков) и модернизированные Т-72БА (около 100 единиц), а также отработанные образцы военной техники, такие, как БТР-80, БМП-3 и БМД-3/4 (в общей сложности закуплено несколько сот образцов различных бронированных машин). В небольших количествах производилась закупка новых бронеавтомобилей «Тигр» и «Дозор». Примерно на одинаковом уровне остаются ежегодные закупки автомобильной техники и закупки/ремонт артиллерийских орудий.

При этом с наибольшими затруднениями идет закупка новых оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М»: за три года в войска поступило порядка двух дивизионов этих комплексов.

Из специфики закупочной политики Сухопутных войск следует отметить отказ руководства МО от финансирования ряда НИОКР (разработка танка нового поколения «объект 195», самоходной артиллерийской системы «Коалиция-СВ»), а также первые закупки образцов вооружений и комплектующих иностранного производства. В частности, израильских беспилотных летательных аппаратов, французских тепловизоров Thales Catherine и итальянских легких бронированных машин IVECO LMV.

Больше половины бюджета Министерства обороны (1,74 трлн рублей) в 2015 году пойдёт на закупку военной техники. Однако вопрос о возможных изменениях бюджета всё ещё не закрыт. Некоторые эксперты опасаются, что потенциальный секвестр военных расходов может серьёзно отразиться на процессе перевооружения. Однако депутат Государственной думы Владимир Гутенев уверен, что финансирование закупок военной техники продолжится в запланированном объёме, так как заключённые контракты базировались на прежних валютных курсах.

  • РИА Новости

В 2015 году Министерство обороны РФ потратит на государственную программу вооружения 52,7% своего бюджета (1,74 трлн рублей). Всего же на оборонные расходы в наступающем году планируется потратить 3,3 трлн рублей. Вместе с тем вопрос о возможных изменениях оборонного бюджета ещё не закрыт, окончательное решение по нему будет принято до конца года, сообщила «Известиям» помощник министра экономического развития РФ Елена Лашкина.

Планируется, что в следующем году Вооружённые силы РФ возобновят закупку БМП-3, поставки которого были приостановлены несколько лет назад экс-министром обороны Анатолием Сердюковым. Кроме того, в распоряжение Сухопутных войск поступят БТР-82А и модернизированные танки Т-72Б3. Ракетные соединения Южного и Восточного военных округов ожидают два комплекса «Искандер-М».

Кроме того, к концу 2015 года завершатся опытно-конструкторские работы по созданию образцов бронетанкового вооружения, в том числе танка и БМП на базе унифицированной межвидовой тяжелой гусеничной платформы «Армата», а также БМП «Курганец-25» и БТР «Бумеранг». В соответствии с планами Минобороны продолжится переоснащение военной техники в ВВС. Так, в войска поступят радиолокационные комплексы «Небо-М», «Сопка», «Гамма», зенитные ракетные системы С-400 и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С».

Поставки военной техники ожидаются и в ВМС. Так, в состав Черноморского флота войдут сторожевые корабли и подводные лодки проекта 636. По планам оборонного ведомства, в ближайшие 2 года туда поступят 6 кораблей и лодок этого типа.

Между тем некоторые эксперты опасаются, что потенциальный секвестр военных расходов может серьёзно отразиться на процессе перевооружения. В связи с этим директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов убеждён, что по некоторым позициям расходы на авиацию можно снизить. «Вполне можно отодвинуть на более отдаленное будущее, например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации. - ), а уж тем более развертывание его серийного производства», - отметил он.

Тем не менее первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев заявил, что секвестирования бюджета не произойдёт. «Я уверен, что программы, в том числе по модернизации производств, будут дофинансированы, поскольку ранее заключенные контракты базировались на прежних валютных курсах», - заявил депутат. Он считает, что в случае замораживания ранее проинвестированных денег РФ получит долгострой - средства вложены, а отдачи нет.

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Оружие и техника

Каковы параметры Государственной программы вооружения?

Для решения задач оснащения Вооруженных Сил в рамках ГПВ-2015 Министерству обороны РФ было выделено более 4 трлн рублей.

о результатам выполнения программных мероприятий завершена разработка и начаты закупки ряда современных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в частности, таких как ракетный комплекс стратегического назначения РС-24 «Ярс», ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта 955 класса «Борей», фронтовых бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей Су-35, зенитных ракетных систем С-400, ракетных комплексов «Искандер-М». Выполнялись мероприятия по поддержанию в исправном состоянии существующего парка ВВСТ за счет проведения их ремонта и модернизации.

Вместе с тем фактические объемы финансирования в этот период были ниже плановых в основном в связи с экономическим кризисом. В этих условиях ситуацию с обеспеченностью войск техникой в рамках ГПВ-2015 переломить не удалось. Проблемные вопросы реализации ГПВ-2015 были учтены при формировании проекта очередной государственной программы вооружения на 2011-2020 гг.

В настоящее время усилия Министерства обороны направлены на реализацию поручений Президента Российской Федерации по доведению доли современных образцов вооружений к 2015 г. до 30 процентов, а к 2020 г. — до 70-100 процентов.

По оценкам Минобороны России, это позволит Вооруженным Силам нейтрализовать любые военные угрозы Российской Федерации и стать реальным государственным инструментом активной политики в зонах её приоритетных интересов.

На что будут израсходованы 20 триллионов рублей?

Минобороны России, исходя из новых форм и способов применения Вооруженных Сил и прогнозируемого состояния парка вооружения, выработало параметры переоснащения войск (сил) современным вооружением на период до 2020 г. Объем необходимых финансовых средств составил около 20 трлн. рублей.

Реализация ГПВ-2020 обеспечит:

  • поддержание в боеготовом состоянии группировки Стратегических ядерных сил;
  • создание перспективной системы управления на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий;
  • гарантированный доступ в космическое пространство, всестороннее развитие космических средств и средств воздушно-космической обороны;
  • закупки средств, обеспечивающих стратегическую мобильность войск;
  • развитие вооружения и военной техники сил общего назначения.

Кто формирует военно-техническую политику?
Одной из основных задач военно-технической политики является оснащение Вооруженных Сил современными образцами вооружения и военной техники.

Необходимо в приоритетном порядке обеспечить:

  • модернизацию существующих и создание новых типов боевого оснащения ракетных комплексов стратегического назначения;
  • создание современных космических средств, систем контроля космического пространства и противоспутниковой борьбы;
  • создание систем разведывательно-информационного обеспечения и боевого управления;
  • создание гиперзвукового оружия, перспективных авиационных (в том числе беспилотных) комплексов, а также других средств воздушно-космической обороны;
  • реализацию программы кораблестроения;
  • создание системы унифицированных боевых платформ, средств высокоточного оружия, систем разведывательно-информационного обеспечения.

При этом предусматриваются закупки техники, отвечающей современным требованиям и находящейся по качеству на уровне не ниже зарубежных аналогов.

Предлагаемые Министерством обороны ускоренные темпы перевооружения в рамках ГПВ-2020 потребуют новых подходов к развитию оборонно-промышленного комплекса, так как его сегодняшняя способность в полной мере реализовать запланированные мероприятия вызывает сомнения.

Что будет сделано для укрепления системы ПВО?

В период до 2020 г. в рамках Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы спланировано перевооружение бригад ВКО и поставка зенитных ракетных систем нового поколения С-400, С-500. Это позволит к концу 2020 г. провести полное переоснащение бригад ВКО на технику нового поколения.

Меняется ли облик оборонно-промышленного комплекса?

Развитие оборонно-промышленного комплекса России неразрывно взаимоувязано с созданием перспективных Вооруженных Сил, являющихся основным потребителем его продукции. Поэтому Минобороны принимает активное участие в мероприятиях по сохранению и развитию ОПК.

роект государственной программы вооружения, подготовленный при ведущей роли Минобороны России, нацелен на качественную модернизацию оборонной промышленности и развитие современных технологий.

Федеральные целевые программы, выполняемые предприятиями ОПК, разработаны с участием Минобороны и направлены на инновационное развитие производственных возможностей оборонно-промышленного комплекса.

Подведомственная Минобороны России Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству работает в направлении развития экспортного потенциала оборонно-промышленного комплекса, укрепляя его технологическую базу.

Антимонопольная политика Министерства обороны направлена на совершенствование структуры ОПК и задействование в максимальной степени рыночных механизмов саморегуляции.

Важную роль играют финансовые средства, направляемые Министерством обороны на разработку и закупку современных вооружений. За последние пять лет объём государственного оборонного заказа увеличился почти в 2,5 раза. Оборонным предприятиям в 2009 г. была оказана государственная поддержка, составившая 93 млрд руб.

Решился вопрос авансирования работ, выполняемых предприятиями по государственному оборонному заказу. Законодательно установлено, что сумма аванса должна составлять 80 процентов от суммы контракта.

В результате этого общий объем промышленной продукции оборонно-промышленного комплекса в 2009 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 4,1 процента, а военной продукции — на 13 процентов, что и обеспечило общие положительные показатели деятельности оборонных предприятий.

В 2010 г. в рамках государственной поддержки организациям оборонно-промышленного комплекса предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в 2008-2009 гг. в российских кредитных организациях и в госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности».

Кто и как размещает гособоронзаказ?

В целях безусловного выполнения требований Президента Российской Федерации по повышению уровня технического оснащения Вооруженных Сил, а также централизации системы закупок вооружения, военной и специальной техники в Министерстве обороны создана Единая система заказов вооружения, военной и специальной техники.

В результате структурного и административного объединения системы заказов определена единая ответственность в военно-технической области. Одним из направлений при этом является обеспечение прозрачности заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В соответствии с решением Президента Российской Федерации создано Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, основной задачей которого является размещение гособоронзаказа.

В условиях сокращения бюджетных ассигнований были приняты меры по максимальному исключению из гособоронзаказа номенклатуры, не относящейся к вооружению, военной и специальной технике, и взят курс на внедрение результатов инициативных разработок. Решения по открытию новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является результатом работы нескольких внутриведомственных структур и окончательно принимаются лично министром обороны РФ.

Право заключения государственных контрактов предоставлено только первым лицам Минобороны России.

Эти и многие другие принятые меры призваны способствовать улучшению ситуации в сфере размещения, исполнения и финансирования госзакупок и исключению «коррупционных ловушек».

Что касается выдвигаемых порой предложений по рассекречиванию большинства статей военного бюджета, то эти вопросы лежат в области действия закона Российской Федерации о государственной тайне.

Идет получение информации...