Фапси как сейчас называется. Войска (силы) и федеральные органы (спецслужбы), где предстоит служить военнообязанным в случае призыва или поступления по контракту на военную службу. Смотреть что такое "Федеральное агентство правительственной связи и информ

Федеральное агентство правительственной связи и информации

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ - это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говорят только об одной стороне деятельности Агентства - защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ - это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это - основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п. ФАПСИ - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

– организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

– организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

– организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

– обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.



В составе ФАПСИ существовали:

– Главное научно-техническое управление (ГНТУ)

– Главное управление правительственной связи (ГУПС)

– Главное управление безопасности связи (ГУБС)

– Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС)- внешняя радиоэлетронная разведка

– Главное управление информационных систем (ГУИС)

– Главное административное управление (ГАУ) - бывший штаб ФАПСИ

– Криптографическая служба - внешней радиоэлектронной разведкой и шифрованием. Следует особо отметить, что она собирает и осуществляет первичную обработку развединформации, направляя ее в Ситуационный центр, другие спецслужбы и правоохранительные органы.

– Управление внешних связей - руководитель Уланов Александр Борисович.

Это управление через Ситуационный центр поставляет президенту России около 80% информации и отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение всех заинтересованных органов государственной власти от Совбеза до ФСБ, включая и региональный уровень.

Главное управление информационных систем ФАПСИ отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, включая и региональный уровень. Агентство, с одной стороны выполняет функции интегратора информационных ресурсов, а с другой - разработчика собственных аналитических материалов, подготавливаемых на основе оригинальных методик и моделей, образующих ядро информационно-аналитических систем (ИАС). На сегодняшний день специалисты ГУИС осуществляют информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовят по заказу государственных органов проблемные материалы (прогнозы, аналитические обзоры, ретроспективные справки), проводят контент-анализ материалов, публикуемых в центральных и местных СМИ.

Участвуют в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.

Информация, которую готовит ГУИС, в основном общественно- политического и социально-экономического характера. Кроме этого, ГУИС проводит мониторинг чрезвычайных ситуаций на территории страны, участвуют в реализации программы правовой информатизации регионов. Общественно-политическая информация отражается данными и аналитическими материалами об общественно-политической жизни и проблемам России. Эти документы формируются на основе социологических опросов, обзоров и анализа публикаций средств массовой информации Информационно-аналитическая поддержка этих работ осуществляется с помощью соответствующей ИАС.

Ресурсы по социально-экономической тематике представлены паспортами субъектов РФ и документами сравнительного анализа социально- экономического развития субъектов РФ, предоставляемыми на основе информации из Госкомстата РФ. Информационно-аналитическая деятельность в объеме социально-экономических проблем поддерживается с помощью ИАС «Экономика России». Отличительной особенностью ИАС «Экономика России» является способность интегрировать информацию, поступающую из различных ведомств и регионов, отвечающих за состояние деятельности в подведомственной им сфере. Это расширяет аналитические возможности системы, так как позволяет оценивать социально-экономические процессы с различных точек зрения, учитывая сложность причинно- следственных взаимосвязей.

ФАПСИ располагает и обширным фондом информации о чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории РФ. В фонде содержатся данные за период с апреля 1990 года по настоящее время о фактах, угрозе возникновения и ходе локализации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями, событиями социально-политического характера. В фонде данных о ЧС имеются база данных оперативных сведений и архив аналитических материалов о чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения государственных органов управления Российской Федерации сведениями об информационных ресурсах в сфере государственного управления подготовлен реестр баз данных, эксплуатируемых в федеральных министерствах и ведомствах, в государственных региональных органах административного управления. Данные представлены более чем по 2000 базам.

КонсультантПлюс: примечание.

Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.

1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".

2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ – это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говоряттолько об одной стороне деятельности Агентства – защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ – это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это – основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п.

Штаб-квартира Агентства на Большом Кисельном (фото с официального сайта ФАПСИ)

ФАПСИ – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

 организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

 обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

 организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

 организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

 обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально – экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

История ФАПСИ

По некоторым данным, ФАПСИ создано на базе двух управлений КГБ - 8 и 16-го. 16-ое управление, специализирующееся исключительно на электронной разведке, было создано Щелепеным в 1969 году под руководством Николая Николаевича Андреева. В 1973 году Андреева сменил генерал-майор Игорь Васильевич Маслов. Управление работало в тесной связи с 16 отделом ПГУ (внешняя разведка).

Структурой, непосредственно предшествующей ФАПСИ, был Комитет правительственной связи при Президенте СССР, возникший при разделе КГБ СССР после августовского путча. Председателем Комитета 25 сентября 1991 года был назначен А.В.Старовойтов.

10 октября 1991 Президентом Горбачевым было утверждено Положение о Комитете правительственной связи, который определялся как союзно-республиканский комитет.

К Положению приложен перечень предельных воинских званий руководителей Комитета и предоставляемых дисциплинарных прав.

24 декабря 1991 года указом Президента России создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР. Генеральным директором ФАПСИ назначен А.В.Старовойтов.

Первым заместителем – начальником управления по работе с личным составом стал Макаров Владимир Викторович. Заместителем директора был назначен генерал-майор Куранов Анатолий Иванович.

18 февраля 1994 года заместителем директора ФАПСИ стал подполковник Киселев Борис Валентинович, генеральный конструктор правовой информатизации России.

Эмблема ФАПСИ была определена только 15.03.99 Указом Президента № 338.

21 февраля 1994 в составе ФАПСИ было создано Главное управление информационных ресурсов (ГУИР ФАПСИ) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента.

Начальником его назначен Левченко Владимир Александрович, до этого - первый заместитель начальника УИР. 16 декабря 1994 УИР снова было передано в Администрацию Президента и переименовано при этом в Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента.

Федеральный центр защиты экономической информации при ФАПСИ создан 3 апреля 1995 Указом Президента 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".

На 90 год, кроме штаб-квартиры на площади Дзержинского в голавном здании КГБ, имело компьютерный комплекс в центре Москвы и большую исследовательскую лабораторию в Кунцево, в15 км от Ясенево к северо-западу.

7 декабря 1998 года Указом Президента РФ генеральным директором ФАПСИ был назначен Шерстюк Владислав Петрович, до этого возглавлявший 3-е главное управление Агентства (радиоэлектронная разведка).

31 мая 1999 года Указом Президента РФ Шерстюк был заменен на Матюхина Владимира Георгиевича, специалиста в области средств защиты информации.

История органов криптографической (шифровальной и дешифровальной) службы и радиоразведки:

Спецотдел при ГУГБ НКВД СССР июль 1934 - 1936

Спецотдел при НКВД июнь-сентябрь 1938

7-й отдел ГУГБ НКВД СССР

5 спецотдел НКГБ

5 Управление НКВД ноябрь 1942 -

Пятое управление НКГБ

Седьмое управление КИ

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК ВКП(б) октябрь 1949 -

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК КПСС - март 1954

Шестнадцатое управление КГБ при СМ СССР

Восьмое Главное управление КГБ СССР июль 1978 -

Шестнадцатое управление КГБ СССР

 Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ

 Главное управление безопасности связи (ГУБС) ФАПСИ

 Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС) ФАПСИ


Служба внешней разведки
Федеральная служба безопасности

Министерства и ведомства, в которых предусмотрена организация военной службы

Войска и органы ФАПСИ

Назначение федеральных органов правительственной связи и информации

Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, Совет обороны РФ, федеральные органы, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.

Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции участвуют вместе с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи.

Основные направления деятельности федеральных органов правительственной связи и информации

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:

Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

Организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

Обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации, Совета обороны Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности (ст. 3 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19. 02. 93 г. № 4524-1).

Справка. Мониторинг - это научно-обоснованная система регулярного отслеживания общественно-политических и социально-экономических процессов.

Построение системы федеральных органов правительственной связи и информации

Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);

Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;

Войска правительственной связи;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.

Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.

При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ

ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки ФАПСИ, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действуют щий в соответствии с Законом Российской Федерации «О внешней разведке».

ФАПСИ осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания ФАПСИ в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

Задачи, функции, организация и структура ФАПСИ определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

ФАПСИ организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации (ст. 6 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации входят в систему органов государственного управления и осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов.

В пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений и несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.

Организация деятельности органов правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми генеральным директором ФАПСИ по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ

Войска ФАПСИ при Президенте РФ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Первейшей ошибкой тотального погрома («реформирования») КГБ стало дробление его подразделений и придание им самостоятельного статуса, особенно таким, как Управление правительственной связи (УПС). Речь идет об оперативной связи ВЧ («Кремлевка»), без которой любая спецслужба парализуется, становится глухой и незрячей.

Вспомним путч ГКЧП и отключение в Форосе на какие-то сутки спецсвязи у отдыхавшего там с семьей Горбачева. Нетрудно представить себе и более экстремальную для страны ситуацию.

Итак, вместо УПС, а также восьмого и шестнадцатого главков КГБ появилось самостоятельное ведомство – Федеральное Агентство Правительственной Связи и Информации при президенте (ФАПСИ), где, по общему мнению специалистов-комитетчиков, «сотрудников стало больше, а порядка меньше».

Возглавлял ФАПСИ до 1998 года генеральный директор, генерал-полковник Александр Старовойтов.

Не успели еще поделить между собой здания, оборудование, мебель, как ФАПСИ начало предъявлять претензии к основному наследователю имущества КГБ – ФСК. Якобы «забыли» передать ФАПСИ Академию ФСК (бывшую Высшую школу КГБ СССР), что на Мичуринском проспекте. Впрочем, ФАПСИ претендовало лишь на один из факультетов Академии – Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Однако частнособственнические интересы сказались выше здравого смысла. Началась разрушительная для Академии тяжба, за которой стояли президентские службы.

Сама идея «приватизации» ФАПСИ шла от демократической власти, решившей монополизировать прослушивание телефонных разговоров лиц, входящих в элиту общества; оппозиционные движения, партии и организации; редакции газет и журналов, Государственную думу и др.

Увы! Руководители государств приходят и уходят, а политический сыск остается. Он может видоизменяться, но вечен, как Вселенная…

Сразу же прозвучали обвинения в адрес ФАПСИ, требования соблюдать Конституцию. Даже глава Администрации президента и заместитель председателя Совета Федерации вынуждены были сделать сенсационное заявление о незаконном прослушивании их телефонов.

Итак, «охота на ведьм» происходила даже в «своем» демократическом окружении. Политика – это дело… одни говорят «тонкое», другие «грязное». Стоило ультрадемократу Юшенкову, председателю думского Комитета по обороне, выступить с критикой властей по поводу начала военной операции в Чечне, как у него тут же отключили «вертушку». Кто это сделал, по чьей команде, господин Юшенков так и не смог выяснить.

А ведь депутаты сами принимали закон о прослушивании, не оговорив, в чьих руках должны находиться рычаги политического и психологического воздействия на неугодных власти граждан и как противодействовать произволу ФАПСИ. У президента оказалась неограниченная власть, данная ему законодателями в состоянии «революционной» эйфории.

Ельцин на танке заворожил народ, затмил собой Ленина на маленьком броневике.

Справедливости ради, это сравнение стоит развить. Ленин возглавил бедную, голодную, истерзанную мировой, а затем и бесконечной гражданской войной, походами Антанты, восстаниями, мятежами и прочими распрями, Россию лаптя и сохи. Ельцину в наследство досталась могучая держава, обладающая ядерным оружием, проникшая в космос и имеющая другие великие достижения, в том числе в области криптографии, дающие возможность добывать и защищать информацию. Именно по этим трем параметрам, по мнению западных политиков, и определяются признаки великой державы. Что касается ФАПСИ, то в державной России – это гигантская секретная империя закрытой связи и информации при президенте.

А у кого информация – у того и власть.

И не только в своей стране, но и в мире. Понимая это, американцы, например, с каждым годом увеличивают расходы на средства информационной борьбы. За последние 15 лет они возросли в четыре раза, эти расходы превышают все программы вооружения страны.

В ФАПСИ тоже это понимают и считают, что в ХХI веке главная угроза для России – это в информационной сфере.

И здесь они правы. Но при этом предательски разбазаривают великие технические достижения. Что стоит одна только сделка с самой информированной и продуктивно работающей в этой области израильской разведкой МОССАД, с которой ФАПСИ заключило через подставных лиц невинный, казалось бы, договор о страховании своих сотрудников. За скромную плату израильская разведка влезла в святая святых секретов ФАПСИ – вплоть до полного списка ее сотрудников с указанием их должностей, адресов, служебных и домашних телефонов! Тут уж недалеко и до пресловутого «ядерного чемоданчика», который в ФАПСИ значится как АСУ «Казбек», о чем благодаря публикациям в открытой печати стало известно всему миру.

Публикуют открыто секретные сведения и перечень закрытых научно-исследовательских институтов… Ну и что? Выпустил же Калугин книгу с воспоминаниями о работе советской разведки в США, «невольно» провалив агента? И Бакатин выдал секреты КГБ посольству США…

Теперь уж и не понять, что движет этими людьми, дорвавшимися до власти – глупость или умышленное и открытое предательство?

В любом случае это трагедия. Глупость и предательство при демократии стали еще двумя национальными бедами России после пьянства, воровства и дорог.

Вот и ФАПСИ превратилось в заурядное коммерческое предприятие. Его руководство ворует, выставляет на показ свои изделия, публикует секретные материалы в открытой печати. В свое время даже могущественному Берии не удалось подчинить себе эту службу, замыкавшуюся непосредственно на Сталина, который не доверял ее никому. Лишь после развенчания культа Сталина информационную службу передали под контроль и опеку КГБ.

Теперь все возвратилось на круги своя. После событий в августе 1991 года Президент подчинил себе ФАПСИ. Теперь в эту организацию стекаются результаты выборов – и думских и президентских. Это ли не рычаг власти?

По заявлению Старовойтова, в ФАПСИ трудится более 300 кандидатов наук, докторов, академиков и членов-корреспондентов. В основном математики. И не случайно. Русская шифровальная служба и создатель первого шифратора академик Котельников известны всему миру. А имеющиеся на вооружении ФАПСИ современные ЭВМ способны выполнять более миллиарда операций… в секунду!

В свое время, когда я работал в Инспекторском управлении, по заданию руководства КГБ СССР и непосредственно своего шефа генерала Толкунова пришлось выполнять одно деликатное поручение – провести тщательный анализ эффективности одной информационно-аналитической системы, авторы которой выдвигались на Ленинскую премию. Тогда-то я и познакомился со многими учеными – шифровальщиками, дешифровальщиками, радиоперехватчиками, кабинетными работниками, но имеющими немало правительственных наград. В частности, с генералом Андреевым, умным и обаятельным человеком. Он многое рассказал мне о российской криптографии, перед которой склоняли головы американские специалисты. Говорил, что сила их – в тщательном хранении секретных разработок: «Умное – оно тихое».

К сожалению, у сотрудников сегодняшнего ФАПСИ секреты не держатся. Одно дело рассказать историю о том, как Хрущев «проговорился», поведав всему миру, что благодаря нашим дешифровальщикам секреты американской службы АНБ давно известны (кстати, потом эту службу там на долгое время прикрыли), другое – рассуждать о технических параметрах ФАПСИ в открытой печати. Этим, кстати, грешит порой и Старовойтов, и его контролеры из военной контрразведки, публикуя подобные материалы в «Известиях», «Российской газете» и вездесущем «Московском комсомольце»…

Представить на всеобщее обозрение на международной выставке «СВЯЗЬ-ЭКСПОКОММ-95» уникальные технические разработки и возможности ФАПСИ – такого что-то не встречалось в истории спецслужб. Даже «Российская газета» дала примечательный заголовок для своей статьи: «Самый секретный секрет». И она права, без всякой натяжки…

Автор статьи пишет: «специалисты ФАПСИ разработали новую информационно-телекоммуникационную систему ИТКС, проект которой был одобрен на закрытом (курсив мой. – авт .) заседании правительства…» Но если система рассматривается на закрытом, то почему сообщается об этом в открытой печати?

В интервью заместителя генерального директора ФАПСИ Ю. Шанкина читаем: «В мире существует только два мощных криптографических центра: в США – АНБ и в России – ФАПСИ. Речь идет не только о квалифицированных криптографах, но и большой инфраструктуре…»

Спустя год в тех же «Известиях» появился броский заголовок: «Генерал ФАПСИ сидит в Лефортово…» Сообщалось, что арестован генерал-майор В. Монастырецкий, начальник финансово-экономического управления ФАПСИ «за хищение государственного имущества в крупных размерах». Вот как делились руководители ФАПСИ секретной связью с коммерсантами!

В одном случае Монастырецкий присвоил 20 миллионов марок ФРГ в процессе расчетов с инофирмами (велики должно быть услуги мировому «предпринимательству»), в другом – прихватил 28 миллиардов рублей, направив их на скупку акций Нижнетагильского металлургического комбината, а в третьем – 5,5 миллиарда рублей, выделенных государством на закупку кабеля для ФАПСИ. Деньги почему-то оказались на счетах одного из частных акционерных обществ, а проценты за оборот у Монастырецкого, по выражению газеты «МК», «лучшего друга и соратника гендиректора ФАПСИ Старовойтова». «Омут коррупции, в который засосало руководство ФАПСИ», – констатирует «Московский комсомолец».

Какая уж тут коррупция, такое воровство можно толковать только как предательство!

Читаем дальше. «Новая газета» 21 сентября 1997 года задает вопрос: «Сколько квартир имеет генеральный директор ФАПСИ и его заместители?» И перечисляет. У одного генерала Монастырецкого: одна, стоимостью 1 млн 300 тыс. долларов, другая – 2 млн 600 тыс. долларов… А таких генералов в ФАПСИ 70! И отнюдь не на деньгах мафии жирует эта организация. Оказывается, Монастырецкий был взят в активную разработку немецкой разведкой БНД. А Старовойтов будучи в Германии вместе с сыном, заехал в Люксембург и снял там со счета в банке 300 тыс. долларов. Чьих? Более того. Его задерживает французская разведка и допрашивает около шести часов без перерыва. Многое можно сказать за это время!

У России, оказывается, нет доктрины собственной информационной безопасности!

В печати уже сообщалось, что Минобороны и ФАПСИ защищают лишь собственные профессиональные секреты. Никакой защиты государственных электронных ресурсов! Естественно, что негосударственный сектор экономики, банковская база данных остаются и вовсе незащищенными.

До 1997 года я считал, что, по крайней мере, Центробанк прикрыт самыми надежными на сегодня системами ФАПСИ. Но вот «Новая газета» (№ 46, 1997 год) под заголовком «Как украсть миллиард из ЦБ» публикует заявление одного хакера: «Чтобы попасть в ЦБ, мне нужна комната с десятком компьютеров. Через два месяца я переведу на свой счет три миллиарда…»

«Вся система защиты с охраной бронированных комнат, компьютерным контролем и пр. кажется сегодня никчемной и абсурдной, – делает вывод газета. – Так как нет преграды, которую не взял бы хакер нового поколения – взломщик территорий…»

Выступающий в качестве комментатора этой публикации авторитетный специалист, генерал-лейтенант в отставке, бывший начальник Управления информации Службы внешней разведки, доктор наук, профессор МГИМО Николай Леонов, говорит следующее:

«Министерство обороны США фиксирует до 350 попыток проникновения в банк данных Пентагона ежемесячно! В Германии юный хакер смог расшифровать и предать огласке переговоры, которые шли на базе НАТО… В грядущем столетии из хакеров выйдут настоящие суперразведчики, которым не нужно никуда выезжать, рисковать жизнью. Вооруженные лишь персональным компьютером, они будут сидеть где-нибудь на даче в Подмосковье… В XXI веке в беззащитном положении окажутся те страны, которые отстанут в электронике. Сегодня российские спецслужбы лишены средств на развитие научно-исследовательской работы. В этом у России незавидное будущее…»

Леонов подчеркнул, что «сегодня электронный «медвежатник» – самая высокооплачиваемая профессия», а «в России у хакеров один заказчик – криминал». Закончил свой комментарий профессор убийственной фразой:

«Пятнадцать лет назад мы вынуждены были купить сименсовские комплексы для военных институтов. До сих пор не уверены, что они не выдают информацию чужим…»