Как можно отказаться от служебного жилья военнослужащему. Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим. Как оформить субсидию

Многие военнослужащие нашей страны проживают в служебных квартирах.

Но при этом многие граждане из категории военных не знают, порядок их предоставления.

И даже если они его получили, то не знают, как в нем прописаться? Какие документы необходимо собрать? Куда вообще следует обращаться? Кого можно прописать и как выписаться из нее, если в этом есть необходимость?

Рассмотрим все эти вопросы подробней.

Законодательное регулирование

На сегодняшний день вопрос о предоставлении ведомственного (служебного) жилья регламентируется такими законодательными нормами :

  1. Указ Президента РФ, который гарантирует предоставлением военнослужащим служебного жилья в случае отсутствия собственного;
  2. Приказ Министерства Обороны РФ №510, который является дополнением к Указу Президента РФ и гарантирует получение служебного жилья нуждающимся военнослужащим;
  3. Федеральный закон №76, в том числе и Жилищный Кодекс РФ, которые четко регулируют вопрос о нормах жилой площади для военнослужащих.

Это основные законодательства, на которые необходимо опираться в возникновении каких-либо недоразумений между военнослужащими и воинскими частями.

Кому положено служебное жилье и нормы его выдачи

Получить служебное жилье имеют полное право военнослужащие таких категорий, как:

Стоит отметить тот факт, что весь указанный перечень военнослужащих является окончательным, и только они имеют право на получение служебного жилья.

Необходимо брать во внимание, что сам процесс предоставления служебного помещения подразумевает под собой четкое соблюдение норм по жилой площади на одного военнослужащего и каждого члена его семьи.

Несмотря на тот факт, что действующим законодательством предусматривается четкая норма, в зависимости от звания самого военнослужащего положенная “квадратура” немного отличается.

На одного военнослужащего, в том числе и членов его семьи сегодня, принято считать за норму 18 квадратных метров . В обязательном порядке необходимо обращать внимание на пункты договора социального найма. Почему? Это связано с тем, что в данном договоре в обязательном порядке должны быть указаны эти нормы, и если они будут нарушены, можно смело подавать на воинскую часть жалобу.

При этом в реальной жизни семья военнослужащего при получении ведомственного жилья может рассчитывать на 9 квадратных метров жилой площади на каждого из них. В свою очередь 18 кв. метра рассчитывают военнослужащие, у которых семья складывается из 4 и больше человек, включая несовершеннолетних детей.

Необходимо понимать, что при выдаче жилплощади с квадратурой в 9 кв. метров на каждого человека предоставляется исключительно с согласия военнослужащего. Но, если учитывать, что не редко встречаются ситуации, когда решение принимается в добровольно-принудительном порядке, то лучше уже довольствоваться тем, что есть.

Порядок предоставления служебного жилья

Многие военнослужащие нашей страны не знают о том, куда необходимо обращаться и как нужно правильно писать заявление.

Рассмотрим эти вопросы по отдельности.

Куда следует обращаться?

Для того, чтобы иметь возможность получить служебное жилье из служебного фонда военного исполнительного ведомства по месту прохождения воинской службы военнослужащим, необходимо обращаться непосредственно в Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ .

Как написать заявление

При обращении помимо основных документов, военнослужащий должен в обязательном порядке предоставить соответствующее заявление .

Если говорить о самом заявлении, то в нем обязательно должны содержаться такие сведения, как:

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • наименование учреждения, куда оно подается;
  • адрес, где военнослужащий проходит свою службу по контракту;
  • дату составления и подпись.

Перечень необходимых документов

Если с самим заявлением проблем возникнуть не должно, то при этом еще нет повода для радости, поскольку необходимо знать об основном перечне документов, которые сопровождают само заявление.

Согласно действующему законодательству, совместно с заявлением необходимо предоставить такой перечень документов :

  • выписку об отсутствии собственного жилья у самого военнослужащего, а также у каждого члена его семьи, с которыми он претендует на получение служебного жилья. Эта выписка предоставляется из единого реестра базы в паспортном столе. Более того, в этой выписке должны быть указаны сведения о том, что за последние 5 лет военнослужащий не продавал и не покупал никакой недвижимости, в противном случае могут отказать в предоставлении служебного жилья;
  • копию свидетельства о регистрации брака. Если военнослужащий разведенный, необходимо предоставить копию соответствующего свидетельства;
  • копию паспорта самого военнослужащего, а также членов его семьи. Если есть дети, необходимо предоставить копии свидетельства об их рождении;
  • копию документов о прохождении воинской службы именно в том регионе, где хочет получить служебное жилье военнослужащий;
  • оригинал ;
  • документы, которые подтверждают факт отсутствия жилья, которое получено по договору социального найма;
  • и, собственно говоря, само заявление.

Помимо этого основного перечня документов, могут попросить справку, в которой указан регион проживания несовершеннолетних детей, которые остались проживать с матерью после развода либо же предъявить другие документы.

Порядок регистрации

Процесс оформления

Процесс регистрации военнослужащего в служебном жилье заключается в следующем:

Согласие либо же отказ от регистрации:

  • если же рапорт приняли и при этом дали положительное решение по этому вопросу, необходимо полученный письменный ответ совместно с необходимыми документами передать в паспортный стол в том регионе, где расположена воинская часть;
  • если же, по мнению военнослужащего отказ в предоставлении права на регистрацию последовал незаконно, он имеет все основания обратиться в судебный орган либо же в военную прокуратуру.

Стоит отметить, что давать разрешение либо же отказ в регистрации нет необходимости, если прописанный военнослужащий решил дополнительно прописать в служебной квартире несовершеннолетнего ребенка либо же детей.

Документы

Для регистрации военнослужащего необходимо предъявить такие документы :

  • документ, в котором указано согласие владельцев квартиры на прописку в нем военнослужащего. Такой документ выдают в Департаменте Министерства Обороны в конкретном регионе проживания;
  • оригиналы и копии паспортов всех членов семьи, которые претендуют на прописку. Если есть дети, необходимы также и оригиналы с копиями свидетельств о рождении;
  • заявление на оформление прописки;
  • рапорт.

Стоит отметить, что процедура прописки является бесплатной и за нее платы не берут.

Само заявление составляется по форме №6, только помимо адреса воинской части необходимо указывать адрес самого жилья, где оно расположено.

Все документы должны подаваться лично военнослужащим и никакие доверенности в этом случае не действуют.

Как пишется рапорт?

Рапорт подается командиру воинской части, который дает свое согласие на прописку в служебном жилье.

В этом документе в обязательном порядке должны содержаться такие сведения:

  • инициалы военнослужащего;
  • какое звание;
  • какой состав семьи;
  • просьбу о даче разрешения на прописку.

Как видно, процедура оформления прописки в служебной квартире довольно-таки несложная и с ней может справиться любой военнослужащий нашей страны.

Возможно ли приватизировать служебное жилье

Согласно Федеральному закону “О приватизации жилищного фонда Российской Федерации” военнослужащие, которые проживают в квартире, предоставленной государством либо же муниципальным органом по соглашению о найме, имеют полное право на ее приватизацию.

Военнослужащие, включая членов их семей, имеют полное право на безвозмездное оформление в свою собственность занимаемых ими квартир либо же домов. Однако есть небольшие исключение: квартиры либо же другие жилые помещения не могут быть приватизированы, если они расположены в городках закрытого типа. Если говорить простыми словами, то это имеет прямое отношение к военным городкам, куда ограничен доступ гражданских лиц.

Для того, чтобы иметь возможность приватизации, необходимо, в первую очередь, изменить статус этого жилья и оформить передачу в муниципальную собственность.

После этой процедуры, квартира либо же другое жилое помещение больше не будет иметь статус служебного жилья и есть все основания для ее дальнейшей приватизации.

Но необходимо учитывать, что на это уйдет уж очень немало времени и нервов, но, как показывает практика – это того стоит.

Порядок выселения

Законом четко предусматривается, что выселить из служебного жилья можно только в том случае, если военнослужащий увольняется либо же переводиться в другой регион.

В том случае, если военнослужащий увольняется либо же переводиться на новое место службы, служебное жилье в обязательном порядке подлежит сдаче и соответственно все прописанные в нем выписываются.

Помимо этого необходимо помнить об еще одном нюансе: соглашение можно разорвать при добровольном соглашении сторон либо же если военнослужащий приобрел в собственность свою личную недвижимость.

Согласно Жилищному Кодексу РФ, военнослужащий обязан при наступлении каких-либо вышеуказанный условий выселиться из квартиры в течение 3 месяцев .

Если же военнослужащий отказывается от выселения в добровольном порядке, это могут сделать принудительно по решению судебной инстанции.

В обязательном порядке, специальная комиссия перед приемом квартиры проверяет ее состояние. Если же выясниться, что оно после сдачи является неудовлетворительным, военнослужащий должен будет компенсировать убытки.

Как отказаться от данного вида жилья

Если речь идет о том, как отказать от служебной квартиры, которую предлагают военнослужащему, то здесь необходимо обратиться к инструкции, которая четко прописана в Приказе Министерства Обороны №1280.

В ней четко указано, что после того, как военнослужащему предложили жилую площадь, в течение последующий 5 дней он имеет все права для того, чтобы отказаться от нее.

В течение этого периода он уведомляет об этом соответствующий орган, который предоставляет это жилье, о своем несогласии.

В том случае, если от военнослужащего не поступило никаких уведомлений, соответствующий орган имеет право на предоставление этого жилья другим нуждающимся военнослужащим, которые включены в список и идут по очереди за отказавшимся от жилья военным.

О предоставлении служебного жилья смотрите в следующем видеосюжете:

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Как отказаться от служебного жилья

Как офицеру отказаться от служебного жилья и получать за поднаем.

Здравствуйте, если Вы откажетесь от служебного жилья, то Вы не вправе будете рассчитывать на денежную компенсацию за поднаем жилого помещения.

Как мне отказаться от служебного жилья? Командир хочет переселить всех в ВГ, я проживаю в ближайшем к нему городе, в пределах гарнизона, у супруги имеется собственность, в ВГ переезжать никак не хочется так как там нет условий для нормальной жизни, 4 магазина и все, ни врачей, ни кружков ничего для досуга, деревня, но всех принудительно заставляют переезжать, как быть в этой ситуации?

Здравствуйте, Вы вправе отказаться от служебного жилья не давая каких-либо пояснений, однако в таком случае денежную компенсацию за поднаем Вы получать не сможете.

Как мне правильно отказаться от служебного жилья в пользу поднайма, если мне предлагается квартира гораздо большей площадью на одного человека (вместо 1-ой, 2-ух комнатную) и плюс ко всему она непрегодна для жилья так отсутсвует ремонт и есть плесень на стенах.

Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, при отказе от служебного жилья, - за поднаем, ничего получать не будете. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Как законно отказаться от служебного жилья, если оно далеко от места службы. И жить дальше в съемном жилье.

Отвечу вопросом: а зачем от него отказываться? В Краснодаре кому то лишние квадратные метры в обузу? Обратитесь с иным вопросом лучше: что с этим жильем делать, если самому жить неудобно...

Как можно отказаться от служебной квартиры и не потерять право на оплату поднаема жилья?

☼ Здравствуйте, Если вам предоставили служебную квартиру, в таком случае никакого поднаема жилья быть не может Желаю Вам удачи и всех благ!

Как обоснованно отказаться от служебного жилья не устраивсет район. Газ отключен новострой.

А по-Вашему, это необоснованный отказ? Нет инфраструктуры! Думаю, это уважительная причина, но лишь бы у работодателя был еще жилищный фонд!

Мы хотим отказаться от служебного жилья, какую причину нам указать, чтобы все было грамотно и законно?

Здравствуйте, любую. у вас есть такое право главное на будущее не навредить. Всего хорошего.

какая есть такую и указывайте

Какие причины отказа от служебного жилья считаются обоснованными.

Здравствуйте! Наличие жилого помещения в районе дислокации в/ч УДАЧИ ВАМ

Какие могут быть веские основания у военнослужащего, чтобы отказаться от служебного жилья и получать компенсацию за поднимаем жилья?

Непригодность для проживания. Причем только через суд.

В вашем случае, лучше затягивать оформление документов, квартиру сами отзовут. Как одну из причин отказа, можете указать, что собираетесь вступать в брак и ваша будущая супруга беременна двойней. Впоследствии можете сказать, что брак не состоялся, так как оказалось, что не вы отец.

Как мне отказаться от служебного жилья, если оно находится в 120 км.от службы, но и служба и служ. Жилье находятся в С-ПБ?

Напишите в адрес наймодателя, указанный в договоре найма служебного жилья, заявление о расторжении договора найма.Если ключи от входной двери у вас, вышлите из заказной бандеролью с описью вложений, также в адрес наймодателя. Если договор не заключали, а имеется только ордер, обратитесь все равно к наймодателю (лицу, предоставившему жилье) с заявлением, что вы выехали из служебного жилья, тем самым расторгли договор найма. Все направляется заказным письмом с описью вложений.

Как отказаться от служебного жилья и получать поднаем?

Вы военнослужащий? Вы можете отказаться от заключения договора найма специализированного жилого помещения (служебные квартиры именно так оформляются). Из списков нуждающихся в получении жилья Вас в этом случае не исключат (а это важно для получения компенсации за поднаем жилья). На практике - как правило перемещают в конец списка очередников.

По какой статье можно отказаться от служебного жилья, если не соответствует площадь?

статьи такой нет отказ от служебной квартиры пишите рапорт на имя командира части

Я военнослужащий, мне была предложено служебное жилье, я от него отказался, так как выслуга была 20 календарных лет и положено было постоянное жилье. Служебное жилье мне до этого времени ни разу не предоставлялось. В связи с тем что я отказался от служебного жилья мне отказали в выплате компенсации за поднаем жилья. Правомочно ли это?

Здравствуйте! Нет, обжалуйте в суд

Как корректно отказаться от служебного жилья, если все нормы обеспечения собЛюдены. Сьемное жильё ближе к месту службы.

Так а в чем именно, затруднение?

Как можно корректно отказаться от служебного жилья без снятия с очереди. По санитарным нормам вероятнее всего жильё проходит. Это мой второй отказ от служебного жилья. В ДЖО пугают снятием с очереди в судебном порядке. Спасибо.

если нет оснований. то есть жильё пригодно, то не вижу вариантов. Только если оно не на территории места службы и не в ближайщем поселении

Как можно отказаться от военной ипотеки и остаться в служебном жилье?

В рамках закона, без согласия на это командования - никак.

Разнообразие форм реализации жилищных прав военнослужащими и особенности их реализации порождают немало проблем, требующих продуманного законодательного регулирования и выработки единообразной судебной практики. Одной из таких проблем является злоупотребление правом.

Не претендуя на выяснение всех возможных способов злоупотребления правом, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащими, обратимся к анализу отдельного вопроса, актуального и не описанного на страницах журнала, - отказа военнослужащего от предоставленного жилого помещения.

В юридической литературе не существует однозначного понятия "злоупотребление правом". Ряд авторов полностью отвергают это понятие, считая его противоречивым, лишенным всякого правового смысла, поскольку осуществление права не может быть противоправным. Смысл данной позиции сводится к тому, что поскольку лицо в своем поведении вышло за пределы содержания предоставленного ему субъективного права, то его нельзя считать лицом, осуществляющим свое право. В данном случае оно не злоупотребляет своим правом, а лишь действует противоправно <1>.

——————————–
<1> Агарков М.М. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. N 6. С. 427; Самойлова М.В. Право личной собственности граждан СССР: Автореф. дис. … канд. наук. Л., 1965. Стр. 11.

Тем не менее жилье является одним из базовых жизненных благ для любого человека. Особенно этот вопрос актуален для тех военнослужащих, которые проходят службу в распоряжении командиров (начальников) и не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения.
По мнению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, одной из основных причин нарушения жилищных прав увольняемых военнослужащих является приобретение жилья в регионах, не востребованных увольняемыми военнослужащими в качестве избранного постоянного места жительства или с потребительскими качествами ниже типовых <2>.
——————————–
<2> Справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 6. С. 33 - 58.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как сказано в п. 19 ст. 15 названного Закона, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно п. 5 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512" требования военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), не обоснованные нормами федерального законодательства, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений, удовлетворению не подлежат.
В соответствии с вышеуказанным Приказом при несогласии военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке к извещению.
В случае непоступления от военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), которым направлены извещения, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими (гражданами, уволенными с военной службы), принятыми на учет.
В проекте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" рекомендуется обратить внимание судов на то, что законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо условий, позволяющих военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) предъявлять дополнительные требования к предоставляемому ему благоустроенному жилому помещению по месту военной службы либо по избранному месту жительства, а отказ от такого жилого помещения по мотивам отсутствия права выбора жилого помещения должен признаваться судом необоснованным.
В случае если военнослужащий, проходящий военную службу в добровольном порядке до получения жилого помещения, необоснованно отказывается от предоставленного жилого помещения по указанным мотивам, действия такого военнослужащего могут быть расценены как злоупотребление правом. В этом случае последующее увольнение военнослужащего с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях будет являться правомерным.
18 февраля 2014 г. в г. Москве на Гоголевском бульваре состоялся пикет военнослужащих по поводу многочисленных нарушений, связанных с застройкой и эксплуатацией жилья в Подмосковье. По мнению военнослужащих, дома для очередников построили на территории промышленной зоны "Подрезково", не проведя рекультивацию земель и не изменив границы санитарно-защитной зоны расположенного поблизости Черкизовского северного кладбища.
В коллективным обращении, адресованном В. Путину, озвученном на пикете, военнослужащие обратились с просьбой прекратить заселение московского района Молжаниново, а также не верить докладам чиновников Минобороны России о том, что вопрос с обеспечением военных жильем практически решен, поскольку это не соответствует действительности.
По мнению военнослужащих, кроме действующего Черкизовского северного кладбища, на указанной территории вообще нет никакой инфраструктуры. На территории промышленной зоны "Подрезково" в соответствии с требованиями СанПиНов разрешено строительство только производственных и культурных объектов. Строительство жилого дома осуществлялось в пределах приаэродромной территории аэропорта Шереметьево. О необходимости этих мер, отмечают активисты, мэр Москвы С. Собянин еще в марте 2011 г. сообщал тогдашнему министру обороны А. Сердюкову <3>.
——————————–
<3> URL: http://izvestia.ru/news.

Из приведенного примера следует, что для того, чтобы определить, является ли отказ военнослужащего от жилого помещения злоупотреблением правом, необходимо исследовать вопрос, каким условиям должно соответствовать предоставляемое жилье (место расположения, наличие инфраструктуры и т.д.).
Согласно ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) объектом жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение обладает целым рядом юридических признаков и, кроме того, существуют определенный порядок признания помещения жилым, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности <4>.
——————————–
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Как сказано в ч. ч. 4 и 5 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Формулировку "право свободного выбора жилых помещений" в данном случае следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье. Однако положение о свободе выбора жилого помещения представляется крайне сомнительным. Достаточно обратиться к ст. 49 ЖК РФ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Процедура получения такого жилья столь "строга", что о выборе жилого помещения не может быть и речи. Редакция ч. ч. 4 и 5 в этом плане, безусловно, неудачна. Предусмотренную "свободу выбора жилых помещений" следует воспринимать как свободный выбор возможности удовлетворения потребности в жилье <5>.
——————————–
<5> Шешко Г.Ф. Право на жилище: конституционные принципы и жилищное законодательство // Цивилист. 2007. N 4.

Как указывается в ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), как правило, в виде отдельной квартиры в пределах социальной нормы. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Исходя из ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений должны учитываться интересы не только военнослужащего, но и членов его семьи. Допускается заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия.
В соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 СНиП 31-01-2003 от 23 июня 2003 г. N 109 "Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Госстроя России, квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.
В соответствии с ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Основным критерием отнесения помещений к жилым помещениям является их вхождение в жилищный фонд.
Как показывает исследование проблемы, очень часто у военнослужащих возникает вопрос, будет ли считаться злоупотреблением правом отказ от получения жилого помещения, которое находится в доме, который не введен в эксплуатацию <6>.
——————————–
<6> Форум правовой взаимопомощи военнослужащих / URL: http://voensud.ru. Рубрика "распределили, но ключи не дают".

Как сказано в ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора социального найма. Договор социального найма является основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" утверждена Инструкция, которая определяет задачи и порядок организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и служебными жилыми помещениями.
Из вышеназванного Приказа следует, что в обязанности Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации входит заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
В п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, также говорится, что наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Требования, предъявляемые к жилым помещениям, закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Далее остановимся на требованиях к расположению предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" сказано, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Как указывается в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Далее остановимся на требованиях к инфраструктуре.
Согласно СНиП 2.07.01-89 (СП 42.13330.2011), утвержденных Приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820, жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, не совместимые с требованиями названных норм, не допускается размещать в жилых зонах.
Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением.
В Приказе Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" <7> определено допустимое расстояние от кладбищ до стен жилых домов, которое должно быть не менее 100 м, а расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха следует принимать не менее 50 м <8>.
——————————–
<7> Бюл. строительной техники. 2011. N 3.
<8> СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М., 1994.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, вступившие в силу 15 августа 2010 г., говорят о том, что "отводимый под строительство земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений" (п. 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г.).
При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
В заключение необходимо подчеркнуть, что законодательство выделяет следующие признаки жилого помещения: недвижимый характер, изолированность и пригодность для постоянного проживания граждан (соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), наличие которых у помещения позволяет обрести ему статус жилого помещения, который возникает с момента юридического установления соответствия помещения признакам жилого помещения.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Таким образом, если многоквартирный жилой дом не введен в эксплуатацию, зарегистрировать права на него как на недвижимое имущество в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет невозможно.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, если нет регистрации недвижимости - нет объекта недвижимости, а если нет разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - невозможна его регистрация.
В соответствии с п. 21 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", информация о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на приобретенные и построенные жилые помещения и о государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения направляется в течение двух рабочих дней Департаментом имущественных отношений в Департамент жилищного обеспечения для распределения и заключения с военнослужащими в установленном порядке договоров социального найма жилого помещения (найма служебного жилого помещения).

Таким образом, отказ от предоставленного жилого помещения, которое таковым не является в связи с несоответствием установленным законодательством требованиям, не может являться злоупотреблением правом со стороны военнослужащего.

Калашников В.В., начальник учебной части - заместитель начальника военной кафедры при Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

20 апреля Президент РФ подписал закон о внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в части возможности увольнения военнослужащих с военной службы в связи с отказом от предоставленного жилого помещения или жилищной субсидии.

1. Введение.

Этот закон направлен на «борьбу» с так называемыми «профессиональными распоряженцами» - военнослужащими, которых нельзя уволить с военной службы в связи с их необеспеченностью жилыми помещениями. В военных ведомствах считают, что военнослужащие умышленно и злонамеренно отказываются от предоставленного жилья, чтобы продолжать находится в распоряжении, получать денежное довольствие, и, таким образом, «обеднять» военный и государственный бюджет.

Если рациональное зерно в этом и есть, то оно ничтожно мало. И, как всегда, есть очень большая вероятность того, что «вместе с водой выплеснут и ребёнка», так как пострадают многие добросовестные военнослужащие (о чём ниже); а «профессиональные распоряженцы» – на то они и профессиональные! – вылезут сухими из воды: пригласят грамотных адвокатов, дадут взятку, добьются признания жилого помещения не отвечающим установленным нормам, и т.д. Словом, получится «как всегда».

2. Как на самом деле надо поступать с недобросовестными распоряженцами?

Ещё раз подчеркну: на самом деле, таких военнослужащих очень мало. Денежное довольствие военнослужащий, находящийся в распоряжении, получает без всяких надбавок и накруток, в очень урезанной сумме, и далеко не всех может удовлетворить простое улоговление на печке. Кроме того, в той же Москве за последнюю пару лет распределили около 10 000 вполне современных квартир в четырёх комплексах, один из которых – почти в центре, ещё два – в разумной близости, и только один расположен за МКАДом, хотя и входит в состав Москвы. Отказываться от такого жилья в Москве, в обмен на весьма сомнительное продолжение оставаться в распоряжении и получать скромное денежное довольствие – вряд ли является разумным.

1. Дайте, наконец, нормальную квартиру , от которой не захочется отказываться. Военные, стоптавшие два десятка пар сапогов по полигонам, в течение 20 и более лет, этого заслужили.

2. Поставьте в строй распоряженцев: построение на развод утром и после обеда. Можно и на вечернее построение (или на вечернее совещание) привлечь. И всё! Те, кто получает и денежное довольствие, и подрабатывает на стороне, сразу «отсеются»! Да и те, кто лежит на печке, тоже скорее всего, не захотят такой жизни.

Останутся только те, кому действительно предложили квартиру, не соответствующую закону.

Примечание:

Отвечая на вопрос корреспондента «Южноуральской панорамы»

Сколько у нас таких «уклонистов» от субсидии?

полковник Ярослав Рощупкин, руководитель пресс-службы Центрального военного округа (ЦВО):

На весь Центральный военный округ в пределах трехсот человек, которые злоупотребляют правом в области обеспечения жильем, то есть используют возможность неограниченного количества отказов для того, чтобы остаться в рядах Вооруженных сил, числиться в распоряжении. Это дает «распоряженцам» возможность не выходить на службу, раз в месяц получать денежное содержание, получать социальные гарантии, льготы. Только в 2014 году Минобороны России потратило на их содержание в целом по России 12 миллиардов рублей.

Вот тебе раз!

Неужели полковник Я.Рощупкин не знает, что помимо неких (уже почти несуществующих) льгот и гарантий, у военнослужащих есть ещё и обязанности? И то, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении, обязаны исполнять все общие обязанности военнослужащих, установленные законодательством, в том числе и воинскими Уставами? По мнению автора – это явное лукавство.

3. Дополнение статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» о возможности увольнения без предоставления жилья.

Ранее в статье 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» было установлено:

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии…»

Нововведение предусматривает:

…за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Изучим внимательно абзац третий.

4. В каких случаях возможно увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения?

Таких случаев три:

1. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

2. Отказ от жилищной субсидии;

3. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.

4а. Отказ от предложенного жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Что подразумевается под данным пунктом?

Не принимаем во внимание случаи предоставления жилья, которое не отвечает санитарным и техническим требованиям – сегодня это практически невозможно, так как жилые помещения предоставляются военнослужащим в современных (по известным меркам, разумеется) новостройках.

Несоблюдение установленных норм предоставления. Как правило, такое случается редко, так как автоматизированная система учёта (АСУ, так называемая «Алушта») учитывает право на дополнительную площадь, установленную законом «О статусе военнослужащих». Но она (АСУ), не учитывает другое жилищное законодательство: например, недавно автор работал по делу, где при предоставлении жилого помещения не учли право на дополнительную площадь, установленную законодательством о социальной защите инвалидов, а также не учли право на предоставление отдельной комнаты для лиц, страдающих тяжёлыми заболеваниями.

Также в судебной практике автора только в 2015 году уже было несколько дел, связанных, в одном случае, с уменьшением размера субсидии в связи со снятием члена семьи военнослужащего с учёта нуждающихся; во втором, наоборот – в связи с незаконным включением в состав членов семьи гражданина, имеющего жилое помещение (часть жилого помещения) в собственности, что неизбежно вело к уменьшению суммы предоставления жилищной субсидии, или вовсе к отказу от её предоставления.

Неизбежно возникает вопрос: что делать военнослужащим, которые на вполне законных основаниях отказались от предоставления жилого помещения или субсидии, однако законность отказа подтверждена только решением суда? Придётся снова обращаться в суд – на этот раз с обжалованием приказа об увольнении?

4б. Отказ от жилищной субсидии.

Казалось бы, здесь всё понятно: отказался – уволен. Но и здесь имеются свои подводные камни: при рассмотрении одного из дел, связанного со снятием с учёта члена семьи военнослужащего, работники «Регионжилья» настойчиво предлагали, в том числе и, используя психологическое давление, «добровольно» отказаться от части суммы субсидии. А ведь обращение военнослужащего в суд, с учётом сроков рассмотрения дела в апелляционной инстанции явно выйдет за 30-дневные рамки. И что тогда делать – снова обращаться в суд в связи с незаконным увольнением?

4в. Не представление документов, необходимых для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию.

Перечь документов, необходимых для предоставления жилого помещения, регламентирован Приказом Министра обороны от 27 октября 2010 года № 1280 (далее – Приказ № 1280)

В 2011 – 2012 годах в этот приказ были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень документов, предоставляемых самим военнослужащим был значительно сокращен. Увы, но и сегодня военнослужащие сталкиваются с требованиями предоставить те документы, которые обязаны предоставить командование воинской части или которые сами представители РУЖО обязаны запросить из государственных органов.

Более того, зачастую из РУЖО поступают совсем неадекватные требования о предоставлении документов, которые вообще не предусмотрены приказом МО РФ № 1280.

Очевидно, что в таких ситуациях 30-дневный срок легко пропустить.

Как поступать военнослужащему? Обычно я консультирую о том, что есть три возможных варианта поведения:

Согласиться, и самостоятельно предоставить затребованные документы, (а теперь – ещё и уложиться в 30-дневный срок). Наиболее быстрый и эффективный способ. Однако, если от военнослужащего требуют предоставить документы, не указанные в Приказе № 1280, есть опасность угодить в ловушку, так что предварительная консультация с адвокатом не помешает;

Написать и зарегистрировать (!) в РУЖО заявление о неправомерности предъявляемых запросов и с требованием соблюдать правила, установленные Приказом МО РФ № 1280. По мнению автора – самый правильный способ;

Обжаловать эти требования вышестоящий жилищный орган, в прокуратуру или суд. Учитывая, что в данном случае права военнослужащего нарушаются весьма формально – это самый длительный, нервно-затратный и мало эффективный способ, так как права-то восстановят, но сколько на это уйдёт сил, времени, нервов?

Таким образом, установление возможности увольнения военнослужащего без предоставления жилья в связи с не предоставлением документов в течение 30 дней вызывает больше вопросов, чем ответов.

5. Порядок уведомления военнослужащих о распределении жилого помещения или жилищной субсидии.

Закон устанавливает, что:

«…порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба».

Надо полагать, что такой Порядок уже есть, он установлен пунктами 12 и 13 Приказа № 1280, в этом приказе даже есть образец Извещения о распределении жилого помещения.

Однако, в нарушение этого порядка, в последнее время распространилась практика, в соответствии с которой военнослужащий получает явно незаконное (когда ввели?) так называемое предварительное извещение, о якобы имеющейся жилплощади, но на самом деле, находящейся в стадии незавершённого строительства и, соответственно, не имеющего регистрации права собственности Российской Федерации.

Формально это установлено Приказом Министра обороны РФ от 15.04.2011 № 509, которым указанные пункты 12 и 13 были изложены в новой редакции, в соответствии с которой военнослужащий вправе как согласиться с «предварительным» распределением, так и отказаться от него.

Вот как сбивчиво объясняет корреспонденту "Эхо Москвы" суть предварительного распределения Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ С.В.Пирогов:

«…Что касается предварительного распределения, что это такое?... подрядчики произведя строительство, должны некое время еще потратить на оформление сопутствующих документов. То есть, оформление права собственности РФ, право оперативного управления Минобороны….Вот и поэтому департамент жилищного обеспечения предложил новую… Ну, скажем несколько необычную форму… Мы её так называем формулу народного или военного контроля, предоставления жилья военнослужащим. Суть её заключается в следующем: …– оно будет говорить о том, что военнослужащий может в настоящее время придти, посмотреть на свои квартиры, оценить вид из окна, саму квартиру, да? И больше того он сможет войти в контакт со строителями на предмет отделочных работ. … Ну, мы не можем выдать им те документы, поскольку нет правоустанавливающих документов. Но военнослужащий имеет возможность… Поучаствовать в процессе… Жить наверное военнослужащие в этом строящимся доме наверное вряд ли смогут, поскольку ну до конца он еще не введет в эксплуатацию».

Автор неоднократно подчёркивал, что когда в какой-то ситуации изначально есть какие-либо незаконные действия, то впоследствии, особенно при возникновении новых обстоятельств, разрешить ситуацию оказывается невозможно.

Вот недавний пример: к автору обратился военнослужащий, который год назад дал согласие на такое вот «предварительное» распределение, а также дал согласие на доплату внушительной суммы за лишние метры. За год – сами знаете – сколько воды может утечь. Военнослужащий готовится заключить брак, и возникает множество вопросов, от намеренного ухудшения жилищных условий до отказа оплаты излишних квадратных метров, которые стали уже не «лишними».

Однако вернёмся к отказу военнослужащего от «предварительно распределённого» жилого помещения. Может ли это повлечь санкции в виде увольнения с военной службы? По мнению автора, так называемое «предварительное распределение» – это всего лишь письменное выражение готовности федерального органа исполнительной власти предоставить военнослужащему в будущем жилое помещение. Другими словами – не более, чем декларация. Жилое помещение, на которое право собственности не установлено, в оперативное управление не передано, не может быть передано военнослужащему в собственность, по нему нельзя заключить договор найма. Не говоря уже о том, что в нём просто нельзя жить.

Таким образом, отказ от «предварительного распределения» не должен повлечь санкции в виде увольнения без предоставления жилого помещения. Окончательную точку поставит судебная практика. Очень хотелось бы ошибиться, но она вполне может быть не в пользу военнослужащего.

6. Уволен без предоставления жилья – что дальше?

«Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы… обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».

Это означает, что военнослужащего не вправе исключить из Реестра и списков очередников, нуждающихся в получении жилого помещения. То есть, жильём военнослужащий будет обеспечен в любом случае. Возникает лишь вопрос – когда? Ведь об уволенном военнослужащем так легко забыть…

Сергей Паншев,

  • 1 Введение в тему
  • 2 Как правильно оформить отказ
  • 3 Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья
  • 4 Порядок оформления
  • 5 Важные моменты

Нужен совет юриста? Дадим экспертный совет в сложной ситуации Введение в тему Первая часть ФЗ №76 от 27.05.98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта - статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

Отказ от комнаты в общежитии военнослужащим

Общежитие: 4 этажа, 1 ванная комната, душ в подвале+ определенный контингент.Вопрос: как я могу мотивировать свой отказ, чтобы еще раз иметь право претендовать на рассмотрение моего вопроса на комиссии? Является ли мотивом отказа от такого жилья болезнь ребенка (у двоих детей энурез, у одного гидроцефальный синдром — стоим на учете у невропатолога с обоими).Или возможно еще какую-либо причину указать? Такой фонд у администрации есть. Мотив выдачи жилья: в фонде на данный момент нет подходящей квартиры.Я не стою ни в какой очереди. Это служебное жилье. На время работы.

Вправе ли военнослужащий отказаться от служебного жилья?

Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе. Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций. Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте.

Инфо

В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения. Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах.


В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем.

Поднаем. отказ от служебного жилья в пользу поднаема.

Внимание

Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину. Порядок оформления Оформление отказа должно быть осуществлено в течение 5 дней после того, как военнослужащий был проинформирован о предлагаемой жилой площади. В этот срок необходимо отправить личный письменный отказ в соответствующее подразделение уполномоченного органа.


Он оформляется на бланке №2, который всегда прикладывается к сообщению о предлагаемой жилой площади. Форма обращения может быть свободной, но рекомендуется использовать форму №4, прилагаемую к специальной инструкции Министерства Обороны РФ.

Как военнослужащему оформить отказ от жилья

Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного Постановлением N 909, денежная компенсация выплачивается военнослужащим в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.На основании изложенного исходя из системного анализа п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ и п.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь. Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует.
Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади. В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.